Также: Война | Персоны: Александр Плотников

статья Вашингтон - город хлебный

Александр Плотников, 14.01.2002
Ислам Каримов. Фото Reuters

Ислам Каримов. Фото Reuters

Узбекское правительство и Пентагон ведут секретные переговоры о создании на аэродроме Ханабад (Кашкадарьинская область) постоянной американской военной базы. На прошлой неделе российский министр иностранных дел Игорь Иванов, находясь с визитом в Ташкенте, пытался отговорить президента Ислама Каримова от столь резкого шага в сближении с США, но, по данным наших источников в кремлевской администрации, это ему не удалось.

Предполагается, что уже через полгода будет официально объявлено об аренде американским правительством аэродрома Ханабад сроком на 25 лет. Таким образом, на территории бывшего СССР появится первый военный объект Соединенных Штатов.

Сейчас на авиабазе Ханабад находятся около 1500 американских военнослужащих и 35 боевых вертолетов. Аэродром еженедельно принимает до 50 транспортных самолетов с грузами, которые затем автотранспортом или вертолетами доставляются в афганский город Мазари-Шариф. В Ханабаде размещен батальон 10-й горной дивизии США, бойцы которого принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. Американские солдаты начали прибывать в Узбекистан в октябре, сразу после начала военных действий против талибов. Нынешний статус подразделений авиации и пехоты США определен соглашением между министерствами обороны двух стран. Срок его действия ограничен рамками антитеррористической операции в Афганистане. Временное соглашение запрещает американцам использовать территорию Узбекистана для базирования истребительной авиации, предназначенной для бомбардировок объектов талибов. Штурмовые самолеты пока могут осуществлять посадку на аэродромах Ханабад и Тузель только "в исключительных случаях".

Пентагон берется за создание новой базы энергично, с размахом. По сведениям наших источников в российском МИДе, с подписанием договора по Ханабаду США смогут держать здесь до 60 истребителей. Здесь же предполагается построить городок и полигон для 2500 пехотинцев. В обустройство базы намечено вложить около 500 млн долларов. А аренда узбекской территории обойдется США в 300 млн долларов в год.

Аэродром Ханабад назван по имени близлежащего кишлака, насчитывающего порядка 800 дворов. Ближайший город Карши (население чуть более 200 тыс. человек) отсюда в 12 км, Ташкент - в 450 км. В советские времена на базе Ханабад дислоцировался полк фронтовых бомбардировщиков Су-24, который наносил удары по лагерям афганских моджахедов. Ислам Каримов часто бывал в этой части, так как в 80-е годы занимал пост первого секретаря Кашкадарьинского обкома партии. В те времена он даже во сне не мог представить себе, что когда-то именно ему придется отдавать базу американцам.

Но сделка для Ташкента выгодная. Только в этом году объем военной помощи США Узбекистану составит 150 млн долларов; плюс к тому полмиллиарда долларов будет вложено в экономику страны. У России, понятно, нет денег, чтобы перебить американское влияние. Поэтому Игорь Иванов и уехал из Ташкента фактически ни с чем.

Узбекистан уже и ранее демонстрировал свободу в выборе союзников: еще полтора года назад он не стал продлевать свое участие в Договоре о коллективной безопасности СНГ. А сейчас США опережают Россию по способности влиять и на другие страны Центральной Азии, в частности, на Киргизию, которая входит в ДКБ, но тем не менее принимает войска НАТО на долгосрочной основе. В международном аэропорту Бишкека "Манас" уже размещены более 200 военнослужащих США и Франции, которые занимаются приемкой транспортных самолетов. Со временем численность иностранного контингента здесь может достигнуть 3000 человек. Согласно обязательствам по ДКБ, Киргизия не вправе создавать на своей территории военные базы других государств. Американцы успешно решили эту проблему - военнослужащим, прибывшим в Бишкек, присвоен статус сотрудников специальной дипломатической миссии. Посольство, сотрудники которого облачены в камуфляж, может существовать в Киргизии сколько ему заблагорассудится, располагая практически любым количеством людей и техники. Бишкек, похоже, интересует только одно: чтобы партнеры по антитеррористической коалиции регулярно скидывали в скудную республиканскую казну обещанные 7 тыс. долларов за каждые взлет-посадку. В этом вопросе США и Франция не подводят, поэтому Аскар Акаев разрешил базирование в аэропорту "Манас" еще и 50 истребителей F-15 и "Мираж".

После этого Пентагон отказался использовать для своих истребителей аэродром в таджикском городе Кулябе. Официальная причина: необходимость больших финансовых затрат на переоборудование авиабазы. А вот аналитики ГРУ утверждают, что американцев смутило соседство с российскими войсками, которые, как известно, дислоцированы почти на всех значимых военных объектах Таджикистана, в том числе и в Кулябе.

Есть и еще одна версия: США оставили Таджикистан в покое по взаимной договоренности Владимира Путина и Джорджа Буша - в обмен на лояльное отношение Москвы к освоению Пентагоном других центральноазиатских республик. Если это так, то Путин рискует навлечь на себя сильное недовольство военных. Возможно, это одна из причин того, что договоренности между российским и американским президентами по Центральной Азии огласке не предаются. Но в таком случае надо признать, что драматизм противостояния России и США на военных рубежах бывших республик Союза сильно преувеличен. И активность Игоря Иванова в Ташкенте и Бишкеке - не более чем отвлекающий маневр.

Александр Плотников, 14.01.2002