Также: Война | Персоны: Борис Соколов

статья Нет мира под мандаринами

Борис Соколов, 19.10.2001
Абхазия. Съемки РТР

Абхазия. Съемки РТР

Вчерашний ультиматум абхазского руководства Грузии с угрозой наносить превентивные удары по любым формированиям, готовящимся к вторжению в Абхазию с грузинской территории, имеет одну ясно видимую цель - максимально обострить положение в зоне конфликта и тем самым предотвратить вывод российских миротворцев, мандат которых истекает 1 декабря, а также российской военной базы в Гудауте. Это делается в тот момент, когда президент Путин заявил о принципиальной готовности вывести миротворцев и забрезжили перспективы его встречи с Шеварднадзе. Вероятно, тяжелая болезнь президента Владислава Ардзинбы также побуждает лидеров Абхазии играть на обострение. В этом их поддерживает часть российских военных, не желающих уходить с благословенной абхазской земли. Они не случайно отдали миротворцам приказ вести огонь по всему, что приближается к российским постам и может представлять угрозу жизни солдат и офицеров. Таким образом очень легко провоцировать в нужный момент военные столкновения, которые могут послужить хорошим предлогом для того, чтобы сохранить в Абхазии российский "ограниченный контингент".

Сейчас с геополитической точки зрения России очень невыгодно глубоко влезать в грузино-абхазский конфликт и обострять отношения с Тбилиси, пользующимся очевидной поддержкой США. Только начавшееся формироваться российско-американское стратегическое партнерство костью в горле стоит у российских генералов, по-прежнему живущих категориями холодной войны. И в Абхазии ему может быть нанесен сильный удар. Здесь интересы российских генералов и абхазских сепаратистов полностью совпадают. Последним выгодно поддерживать в стране в ближайшие месяцы состояние вялотекущей "антитеррористической операции" и держать под ружьем и в условиях чрезвычайного положения все население мятежной республики. С одной стороны, это позволит безболезненно провести передачу власти от Ардзинбы его преемникам. С другой стороны, гарантирует сохранение российской военной поддержки, без которой самопровозглашенной республике не продержаться и месяца. Мало кто сомневается, что чудесным образом появившиеся у абхазов самолеты Су-27 пилотируют российские пилоты и базируются они не в Абхазии, а в России.

Между тем с геополитической точки зрения Абхазия для России не столь уж важна. Вряд ли в Америке или в Германии много людей знает, что такое Абхазия и где она находится. Опасения, что с возвращением Абхазии Грузия усилится настолько, что не будет оглядываться на Россию, вряд ли основательны. С другой стороны, существует реальная угроза геноцида и массового бегства абхазского населения в Россию. Правда, такое развитие событий рискует превратить Грузию в государство-изгой. Остается надежда на то, что столь опытный политик, как Шеварднадзе, не допустит такого опасного развития событий, да еще на то, что руководство Абхазии все-таки проявит готовность к компромиссу, если лишится щита в виде российских войск.

Борис Соколов, 19.10.2001