Также: Война

статья Головная боль трех президентов

Сандро Гогебашвили, 16.10.2001
Абхазия. Съемки РТР

Абхазия. Съемки РТР

Нынешние драматические события в Абхазии стали неожиданностью только для тех, кто не очень внимательно следил за событиями в регионе. Первые признаки дестабилизации ситуации появились еще в начале июля, когда некая вооруженная группа, вышедшая из Кодорского ущелья, убила и взяла в заложники нескольких местных жителей, большей частью армян по национальности. Среди убитых был и шестнадцатилетний подросток. Официальный Сухуми всю ответственность за происшедшее возложил на так называемых грузинских партизан. В знак протеста абхазская сторона вышла из переговорного процесса и прекратила работу в Координационном совете, в котором при посредничестве ООН Тбилиси и Сухуми пытались достичь взаимопонимания.

В конце августа неожиданно в прессе со ссылкой на миротворцев появились сообщения о готовящемся вторжении в Абхазию. Эдуард Шеварднадзе, отдыхавший в Боржоми, спешно прервал отпуск. Вернувшись в Тбилиси, он заявил о предотвращении серьезной попытки вторжения в Абхазию. В результате состоявшихся тогда прямых контактов между официальным Тбилиси и Сухуми и последовавших за этим согласованных действий переговоры по урегулированию конфликта были возобновлены.

И вот нынешний кризис. Примечательно, что он разразился тогда, когда Шеварднадзе находился с рабочим визитом в США, а президент Абхазии Владислав Ардзинба проходил курс реабилитации после сложной операции на мозге, которую ему сделали американские онкологи. Именно болезнь Ардзинбы заставляет многих наблюдателей сомневаться в том, что нынешние события разворачиваются по сценарию, написанному в Сухуми.

Ни и.о. президента Валерию Аршбе, ни остальным руководителям республики явно не нужна лишняя головная боль в виде боевиков Гелаева. Это очевидно. Наши источники в Тбилиси сообщают, что боевики Гелаева были перевезены из Панкисского ущелья в Самегрело (Западная Грузия) на границу с Абхазией еще около двух месяцев назад. Местные жители, мегрелы, утверждают, что видели своими глазами, как их перевозили в грузовиках, принадлежащих МВД и Минобороны Грузии, в сопровождении сотрудников этих структур. Эту информацию подтверждают и источники в среде самих партизан, принадлежащих к вооруженному формированию "Белый легион". Командир "Белого легиона" Зураб Самушиа еще в сентябре, до начала первых вооруженных столкновений, в интервью радиостанции "Немецкая волна" подтвердил, что в Мегрелии и Кодорском ущелье сконцентрированы чеченские, другие северокавказские и арабские боевики, которые готовятся к началу широкомасштабных боевых действий. По мнению Самушиа, целью этих боевиков было развязывание большой кавказской войны против России, а в перспективе - мусульмано-христианской войны на Кавказе. Самушиа отрицал в принципе возможность участия его партизан в боевых действиях совместно с Гелаевым и его боевиками, выступавшими на стороне абхазов во время войны. Однако в Самегрело нашлись партизаны менее щепетильные - так называемые "Лесные братья" под командованием уголовного авторитета Дато Шенгелия.

Информацию о непосредственном участии силовых структур Грузии в транзите боевиков подтвердили уже и сами чеченцы. Газета "Алиа", выходящая в Тбилиси, опубликовала в конце прошедшей недели интервью с лидером чеченцев-кистинцев, живущих в Панкисском ущелье Грузии. Старейшина кистинцев по фамилии Алханишвили сообщил, что представители силовых структур Грузии рекрутировали в Панкиси сотни людей для ведения боевых действий в Абхазии.

Если отнестись ко всем этим сведениям с доверием, напрашивается вывод, что авторы очередного грузино-абхазского обострения находятся в Тбилиси. Военно-патриотический подъем всегда в цене, когда в стране идет борьба за власть, когда ни состояние экономики, ни положение в социальной сфере прилива гордости у граждан не вызывают. А на Шеварднадзе, особенно в последнее время, накат со стороны оппозиции заметно усилился. Его недруги делают ставку на возраст и состояние здоровья президента и в охотку воспользуются незатухающей болью нации - сепаратизмом в Абхазии.

Но приписывать авторство нынешнего конфликта исключительно неким радикалистским силам внутри самой Грузии было бы неверно. Свой вклад внес не только неуступчивый, нервный и порой вызывающий Сухуми (это очевидно), но и Москва, долгое время пытавшая консервировать конфликт, извлекать из него сомнительной ценности дивиденды. Теперь весь вопрос в том, насколько разумная воля действующих лидеров окажется сильнее деструктивных сил в этом взрывоопасном регионе.

Сандро Гогебашвили, 16.10.2001