Также: Война | Персоны: Владимир Темный

статья За гранью дружеских штыков

Владимир Темный, 09.10.2001
Абхазский солдат. 1993. Фото Олега Климова с сайта Photographer.ru

Абхазский солдат. 1993. Фото Олега Климова с сайта Photographer.ru

Тлеющий с 1993 года грузино-абхазский конфликт разгорается снова. На этот раз бикфордов шнур к нему тянется от войны в Чечне. А внешнеполитический фон во многом складывается под воздействием антитеррористической операции США и их союзников в Центральной Азии. Как Россия в свете этих событий рассчитывает на терпимость мирового сообщества к подавлению чеченского сепаратизма, так и Грузия надеется решить наконец сходную по сути абхазскую проблему военным путем.

На вооружении ВВС Грузии пять штурмовиков Су-25, модернизированных в этом году Израилем, восемь вертолетов - Ми-8 (многоцелевой) и Ми-24 (транспортный), около 150 танков, до 300 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, до 280 стволов артиллерии и ракетных установок "Град". Численность грузинской армии на 1 января 2001 года составляла 27 тысяч человек. После проведенных сокращений - около 25 тысяч "штыков". Единовременный призыв мужчин от 18 до 49 лет позволит поставить в строй около 13 тысяч резервистов. Плюс партизанский отряд "Лесные братья" под командованием непримиримого Давида Шенгелия - это не больше 250-300 человек. Эти данные, предоставленные Граням.Ру одним из грузинских журналистов, возможно, грешат неточностями. Но представление о боевом потенциале армейской группировки, которую Грузия может бросить на Абхазию, составить в целом можно.

Об абхазской армии сведений немного. Сами сухумские военные уверяют, что могут в течении трех суток поставить под ружье 25 тысяч резервистов, а за месяц - 50 тысяч. Так называемая регулярная армия (с ежегодным призывом на срочную службу) насчитывает около 4,5 тысячи человек. Плюс до 2 тысяч - от МВД и и около тысячи - из резервов Комитета безопасности. Скорее всего, реально поставить под ружье Абхазия в настоящее время в состоянии не более 12-15 тысяч человек. Для борьбы с пятью грузинскими штурмовиками есть четыре самоходных зенитно-ракетных комплекса "Шилка" (данные на декабрь 1999 года), несколько переносных ЗРК "Игла". Большие надежды военные Сухуми возлагают на три зенитно-ракетных комплекса, находящихся нынче на территории расформированной 50-й военной базы РФ в Гудауте. Их, а также и арсеналы с боеприпасами и стрелковым оружием Сухуми вполне может, согласно законам военного времени, "позаимствовать" у России. На вооружении абхазцев есть противотанковые ружья, гранатометы, армейские минометы, до четырех десятков стволов артиллерии и около 30 танков.

Вот какие примерно силы будут участвовать во второй грузино-абхазской войне. Из чего даже невоенному человеку должно быть ясно - наступающей стороне (Грузии) рассчитывать на блицкриг не стоит. Ситуацию для нее усложняет рельеф местности и неизбежно отчаянное сопротивление абхазцев, которым отступать кроме как в Черное море некуда. Впрочем, у Тбилиси есть козырь - боеспособный, хорошо обученный отряд Гелаева, насчитывающий более 500 штыков. И - на все готовые партизаны. Любой неожиданный маневр в сторону Сухуми (например, бросок по горам) - и оборона абхазцев может дать трещину.

Это что касается военного аспекта проблемы. Политический несколько сложнее. Его подоплека - нарастающее недоверие и даже неприязнь между Москвой и Тбилиси. В Кремле обвиняют Эдуарда Шеварднадзе в потворстве боевикам, комфортно устроившимся на грузино-чеченской границе и с легкостью курсирующим через Грузию в Турцию и обратно в Чечню. Сначала Тбилиси долго отрицал сам факт нахождения на грузинской территории чеченских боевиков. Потом вдруг ультимативно потребовал чтобы они - в основном отряды Руслана Гелаева - убирались за пределы республики. Гелаев сразу же собрался в Кабарду, через территорию бывших братьев по оружию - абхазов. Наткнувшись на негостеприимный прием, развернул в Кодорском ущелье и Гульрипшском районе Абхазии боевые действия. И вот когда бойцы абхазской самообороны, пополненные резервистами, садятся на хвост отрядам Гелаева и партизана Шенгелия, появляются Су-25 и прикрывают их отход на территорию Грузии. В Москве реагируют на это озабоченной физиономией Ястржембского. Пока. Но, можно не сомневаться: как и прежде, Шеварднадзе будут приписаны связи со злейшими врагами России и мировыми террористами - чеченскими боевиками. Будут раскаляться телефонные трубки на уровне второстепенных мидовских чиновников. Возможно, пройдет обмен репликами и на уровне президентов.

Как бы там ни было, а теперь многое зависит от развития уже не политических, а сугубо военных событий. Если над Сухуми нависнет реальная угроза захвата, и именно силами чеченских боевиков, Москве придется решать серьезную проблему: и дальше придерживаться нейтралитета, запретив своим миротворцам головы высовывать из своих окопов, или, под предлогом противодействия международному терроризму, пускающему свои метастазы по всему черноморскому побережью, ударить по грузино-чеченскому авангарду. Ускорить вмешательство России в новый виток грузино-абхазского конфликта может и нападение (провокационный обстрел) на наших миротворцев: на сегодняшний день там находится около 500 российских мотострелков. Словом, все держится на честном слове.

Итак, в один клубок с грузино-абхазским конфликтом завязаны и проблемы борьбы с терроризмом, и вопросы территориальной целостности государств и сепаратизма, и российско-американские отношения. Об осложнении последних в случае российского вмешательства в ситуацию, складывающуюся вокру Сухуми, прозрачно намекнул в обращении по национальному радио Эдуард Шеварднадзе, рассказавший в воскресенье об итогах своего визита в США на прошедшей неделе. Он отметил, что особый разговор шел о безопасности Южного Кавказа, которая "непосредственно затрагивает интересы США". И стороны, по мнению Шеварднадзе, в этом вопросе нашли полное взаимопонимание.

Владимир Темный, 09.10.2001