Старшего брата меняют на дядю
Военный интерес Америки к Центральноазиатскому региону пробудился задолго до 11 сентября этого года. И Узбекистан, и Таджикистан, которые сегодня оказались наиболее удобными плацдармами для проведения антитеррористической операции в Афганистане, имеют опыт военных контактов с США. Хотя опыт этот у каждой из бывших советских республик свой. Душанбе почти безоглядно во всем следует за "старшим братом". Ташкент, не уклоняясь от объятий Москвы, не против заручиться и покровительством США.
Военные контакты Узбекистана с США разнообразны, хотя их большая часть ограничивается декларациями о намерениях. Но есть и конкретика. Работает программа по международному военному образованию и подготовке (IMET), ежегодно проводятся совместные учения подразделений вооруженных сил США и Узбекистана - "Баланс Ультра" и "Баланс Убмра" (по сценариям антитеррористических и спасательных операций). К слову сказать, американцы уже больше пяти лет обучают по своим программам узбекские подразделения сил антитеррора. В рамках "Партнерства ради мира" узбекские и американские военные встречались на таких учениях, как Cooperative Nugget, Cooperative Banners, Combined Endeavor и других.
Реализуется также программа финансирования поставок военного оборудования (например, в республику была поставлена партия многоцелевых автомобилей "Хаммер" на общую сумму 2,65 миллиона долларов, а также специальное радиооборудование). В среднем Узбекистан ежегодно получает от США в виде беспроцентного вспомоществования около 20 млн долларов. Для американцев - мелочь, для узбеков - существенный довесок к национальному бюджету.
Знаком лояльности был и отказ Узбекистана войти в военный союз СНГ - Договор о коллективной безопасности. Хотя Ташкент остается активным участником ежегодных маневров Содружества. Словом, президент Ислам Каримов всегда с одинаковым радушием принимал знаки внимания как Москвы, так и Вашингтона. И ни одним из союзников поступиться не желает.
Несколько иначе складывалось военное сотрудничество Таджикистана и США. Здесь нет ощутимых финансовых вливаний, технической и иной помощи. Ничего такого, что могло бы настрожить, а то и огорчить старшего брата. Нынешней зимой американцы позволили себе "бестактность" - заговорили с Эмомали Рахмоновым о возможном вступлении республики в НАТО. Тогда, в январе 2001 года, заместитель министра обороны США Джеффри Стар назвал Таджикистан "ключом к стабильности в Центральной Азии" и долго тряс руку Рахмонову. Но дело кончилось только дипломатическим политесом. Никаких реальных шагов в этом направлении стороны, под насупленным взглядом Москвы, так и не решились сделать. Хотя, чего там, кое-кто в Душанбе предпочел бы заручиться военной мощью НАТО и США в противостоянии талибам. Все-таки действующая, а не отставная великая держава.
Антитеррористическая операция под предводительством США открывает для Узбекистана и Таджикистана новые возможности в борьбе с извечным врагом - исламским экстремизмом. Россия, хоть она и своя, и рядом, но и военные, и финансовые ресурсы у нее, мягко говоря, ограничены. А силы быстрого реагирования, созданные под флагом ДКБ, по своей численности и вооружению тянут пока на потешный полк, не больше. Так что не зря упала тень тревоги на чело Владимира Путина, когда в Брюсселе журналисты спросили его о военном сотрудничестве этих республик с США. От прямого ответа он ушел, дав понять, что каждое суверенное государство вольно самостоятельно выбирать свой путь.
Пока Узбекистан и Таджикистан во всеуслышание заявили о готовности предоставить воздушный коридор американским ВВС. И активно отбояриваются от сообщений в СМИ, утверждающих, что на узбекскую и таджикскую землю уже ступил сапог американского солдата (по сообщению пресс-секретаря Пентагона, усиленный батальон из состава 10-й горной дивизии действительно начал переброску к месту дислокации в Узбекистане и Таджикистане). Как бы там ни было, вряд ли дело ограничится воздушным коридором. Базирование под боком у Афганистана, у его северных границ, Штатам и тактически, и стратегически крайне выгодно. А что касается моральной готовности Душанбе и Ташкента оказать американским войскам радушный прием, то в этом сомневаться не приходится. И Москве, по хорошему-то, надо последовать известному правилу: если остановить процесс не в силах - возглавь его.