"Да" и "нет" не говорите
Российский министр иностранных дел Игорь Иванов, находящийся в Вашингтоне, дал понять американцам, что Москва не собирается запрещать странам СНГ участвовать в антитеррористической операции. Это заявление несколько отличается от тех, что делали на протяжении нескольких дней другие российские официальные лица.
Когда первый шок после террористической атаки на Соединенные Штаты прошел, оказалось, что большая часть российских политиков и военных продолжает мыслить в старых категориях: так, будто бы не было самолетов, врезавшихся в здания Всемирного торгового центра и Пентагон, и главное в создавшейся ситуации - не предотвратить новые опасности, а использовать ситуацию в собственных целях и не дать американцам ею воспользоваться. Стремление во что бы то ни стало связать чеченцев с организаторами и исполнителями терактов в США - вплоть до удачной находки учебников по управлению "Боингами" у боевиков - вкупе с попытками представить войну в Чечне предысторией мирового наступления на терроризм и является проявлением первой тенденции.
Вторая - опасения по поводу того, что формирование международной антитеррористической коалиции во главе с Соединенными Штатами может поставить под сомнение так называемую российскую "сферу влияния" на постсоветском пространстве. Страны Центральной Азии, непосредственно граничащие с Афганистаном, могут стать важными участниками этой коалиции, и, естественно, их связи с Западом укрепятся в ущерб связям с Россией.
Вероятно, таким образом и размышлял министр обороны России Сергей Иванов, когда практически сразу же после трагедии исключил возможность использования территории стран СНГ для проведения американской акции возмездия. Ситуация выглядела несколько странно еще и потому, что в Душанбе до высказывания российского министра сделали одно (положительное), а после - другое (отрицательное) заявление относительно предоставления помощи американцам и открытия воздушного пространства Таджикистана, а в Ташкенте официальные лица сделали положительное заявление уже после заявления Сергея Иванова. Стало ясно, что стремление Москвы выступить представителем всех стран Центральной Азии потребует не скоропалительных заявлений, а дополнительных дипломатических усилий.
Начальник Генштаба Анатолий Квашнин отправился в Таджикистан, а секретарь Совбеза Владимир Рушайло - в Узбекистан. Результаты их поездок налицо. Квашнин в Душанбе вновь заявил, что Россия не будет участвовать в американской акции. А президент Узбекистана Ислам Каримов после встречи с Рушайло отметил, что Ташкент никакого согласия на помощь не давал, хотя и открыт для консультаций.
В то же время Игорь Иванов дал понять, что использование военных баз в СНГ не встретит противодействия Москвы. И это заявление также понятно. Россия не может ни объяснить логически, почему она против, ни проконтролировать все постсоветское пространство. Даже те руководители стран СНГ, кто соглашается с российскими визитерами, могут не менее легко согласиться с американскими, если те выдвинут аргументы, с которыми их хозяева не смогут не считаться. Поэтому если Россия будет все время жестко говорить "нет", ее могут заподозрить, во-первых, в нежелании бороться с террором, а во-вторых - в неспособности влиять на союзников. Россия должна сказать "да", но ее руководителям хочется сказать это "да" от имени всех своих постсоветских якобы "подшефных", да еще чтобы американцы у нее этого согласия попросили.
Пляски русских лапутян - Грани.Ру, 17.09.2001
Что Путину здорово - то людям смерть - Грани.Ру, 17.09.2001
Фонд эффективной непубличности - Грани.Ру, 19.09.2001
Россия - родина борцов с террором - Грани.Ру, 19.09.2001
Наша маленькая Америка - Грани.Ру, 17.09.2001
Юбилей по ту сторону времени - Грани.Ру, 17.09.2001
Погром не грянет - Грани.Ру, 14.09.2001
Следствие ведут комментаторы - Грани.Ру, 13.09.2001
Теракты в Америке: факты и комментарии
Статьи по теме
"Да" и "нет" не говорите
Россия не может ни объяснить логически, почему она против, ни проконтролировать все постсоветское пространство. Даже те руководители стран СНГ, кто соглашается с российскими визитерами, могут не менее легко согласиться с американскими, если те выдвинут аргументы, с которыми их хозяева не смогут не считаться.