Также: Война

статья Панджшерский лев защищает нас от талибов

Григорий Монахов, 02.08.2001
Кадры НТВ

Кадры НТВ

Демонстрация странами-участниками Договора о коллективной безопасности (ДКБ) готовности грудью стать на защиту Центральной Азии от отрядов международного терроризма, а также боевая активность антиталибских сил в Афганистане, кажется, сыграли свою роль. Руководство движения "Талибан" в этом году вряд ли благословит новый поход находящихся на афганской территории вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана под командованием Джумы Намангани на Киргизию и Узбекистан. Как говорится, самим каждый штык дорог: штаб 201-й российской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане, располагает информацией о том, что талибы приняли решение привлечь отряды Намангани к намеченному на конец лета наступлению на силы антиталибской коалиции. Что и подтвердилось на днях: враг # 1 узбекского лидера Каримова назначен на пару с Осамой бен Ладеном командовать северным фронтом талибов.

Под командованием Джумы, по имеющимся данным, сейчас состоит около 3000 боевиков. Они в целом имеют хорошую военную подготовку - до 60 процентов боевиков прошли обучение в афганских лагерях у пакистанских военных инструкторов). Многие из них участвовали в прорывах 1999 и 2000 годов через Киргизию и Узбекистан, целью которых было пробить дорогу в Ферганскую долину и схлестнуться с армией Ислама Каримова за плацдарм будущего исламского государства в Узбекистане. Теперь Джума может бросать в бой до ста тысяч моджахедов. Хотя всей душой он и рвется в Ферганскую долину, но талибы обяжут его в первую очередь разобраться с "внутренним врагом", удерживающим плацдарм на севере Афганистана.

До саммита стран-участников ДКБ в Ереване, где было принято решение о создании Коллективных сил быстрого развертывания в Центральной Азии, многие военные эксперты, в том числе в Министерстве обороны России, считали, что запланированный на лето 2001 года поход боевиков Джумы Намангани на Фергану имеет большие шансы на успех. И дело не только в том, что отряды Намангани представляют собой солидную военную силу. Политика Ислама Каримова привела к тому, что в условиях углубляющегося экономического кризиса народ обнищал до предела (при том, что правящая верхушка демонстративно обогащается). А Ферганская долина Узбекистана сегодня превратилась в один из самых бедствующих регионов республики. В результате количество сторонников Намангани, которых и раньше здесь было немало, растет не по дням, а по часам.

После саммита в армянской столице ситуация начала меняться. Поначалу талибы даже всерьез заговорили о возможном вторжении Коллективных сил быстрого развертывания в Афганистан и объявили мобилизацию всего подконтрольного им мужского населения от 16 до 40 лет. Впрочем, уже скоро стало ясно, что войска стран ДКБ не намерены вторгаться в Афганистан, а всего лишь готовятся отстаивать свою "зону ответственности". Да и самих-то сил быстрого развертывания по сути кот наплакал. И наплакал пока только на бумаге.

Тем не менее мобилизацию талибы не отменили. Именно в эти дни резко возросли военные усилия войск Северного альянса, а также других непримиримых оппонентов движения Талибан. Пожалуй, наибольшие хлопоты талибам принес бывший губернатор провинции Герат Исмаил Хан, который в мае прошлого года сумел бежать из тщательно охраняемой тюрьмы в городе Кандагар на юге Афганистана. Спустя год, 22 мая, Исмаил Хан, после встречи с президентом Республики Афганистан Бурхануддином Раббани и лидером Северного альянса Ахмадом Шахом Масудом ("панджшерским львом"), выехал в провинцию Гор для организации нового фронта борьбы с талибами. За короткое время ему удалось объединить разрозненные силы антиталибской оппозиции под командованием генералов Рашида Дустума и Хаджи Кадыра и серьезно осложнить положение талибских войск в центральном Афганистане. Уже через три дня после его появления в провинции Гор талибы были вынуждены перебросить туда свежие подкрепления и боевую технику, а затем и приступить к радикальной перегруппировке сил. В результате интенсивность боевых столкновений вблизи афганско-таджикской границы в зоне ответственности Северного альянса, как утверждают в штабе 201-й дивизии и Погрангруппе РФ в Таджикистане, в последние дни резко снизилась.

В Афганистан уже прибыла группа офицеров пакистанского генштаба, которая спешно приступила к разработке оптимального плана применения сил движения "Талибан" в летней кампании. По данным Граней.Ру, основной удар пакистанские генштабисты планируют нацелить на Панджшерское ущелье, чтобы блокировать наиболее боеспособные силы Северного альянса под командованием Ахмада Шаха Масуда. Предполагается, кстати, что значительную роль в этом наступлении сыграют как раз боевики Джумы Намангани. А Осама бен Ладен приступил к созданию так называемого "международного исламского корпуса", выделив на вербовку наемников в Саудовской Аравии, Пакистане, Китае, Чечне, странах Ближнего Востока 15 миллионов долларов США. В общем, Центральная Азия (а Ислам Каримов в особенности) может пока перевести дух - но ненадолго. Если северный фронт будет прорван и антиталибская оппозиция рухнет, очередь будет за Узбекистаном. А значит - за всем Содружеством. Во всяком случае, за теми странами, что входят в Договор о коллективной безопасности стран-участников СНГ.

Силы замедленного реагирования - Грани.Ру, 23.05.2001
Справки Граней.Ру:
Основные международные договоры в сфере борьбы с международным терроризмом
Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г.

Григорий Монахов, 02.08.2001