статья Генералы дают уроки патриотизма главковерху

Владимир Темный, 20.07.2001
На тбилисском заводе демонтируют российский танк. Фото AP

На тбилисском заводе демонтируют российский танк. Фото AP

Грани.Ру располагают письмом, подписанным врио начальника Генерального штаба генерал-полковником Юрием Балуевским, в котором генерал растолковывает комитету Госдумы по обороне позицию военных в отношении исполнения стамбульских договоренностей 1999 года о выводе российских войск и вооружений из Абхазии и Приднестровья. Балуевский, естественно, признает юридическую силу обязательств перед ОБСЕ, но тут же оговаривается: "указанные сроки для вывода вооружений и техники находятся под угрозой срыва". Из-за "жесткого" сопротивление местных властей. Однако далее генерал говорит уже о позиции Минобороны РФ: "Она остается прежней и обусловлена двумя причинами. Первая связана с неурегулированностью приднестровского военного конфликта и, следовательно, с продолжением участия России в проведении миротворческой операции. Другая причина заключается в том, что остается задача по сохранению и охране вооружения, военной техники и запасов материальных средств".

Недовольство стамбульскими решениями военные не скрывали с самого начала. Очевидцы рассказывают, как в турецком аэропорту, уже после подписания соглашений, "министр иностранных дел" Минобороны, ныне отставленный Леонид Ивашов препирался с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. И сегодня Балуевский неслучайно вступил в переписку с Госдумой, поскольку парламентарии вознамерились добиваться полного аннулирования обязательств, принятых на себя Россией в Стамбуле.

Юрий Балуевский,
первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Фото с сайта www.csr.ru Кое-что, конечно, военные были вынуждены выполнить. В частности, до 31 декабря 2000 года большая часть вооружений и военной техники были вывезены за пределы Абхазии, а 30 июня расформирована 50-я военная база. Однако и на берегу Черного моря, и особенно на берегу Днестра остаются значительные арсеналы Минобороны РФ. И, как мы видим, генералы всей душой с теми, кто мешает им сегодня выполнить приказ верховного главнокомандующего.

Известно, например, что Валерий Евневич, командующий ограниченной группой войск (ОГВ) в Приднестровье, как мог оттягивал выполнение приказа из Москвы об уничтожении бронетехники 14-й армии. И только на прошлой неделе 10 танков Т-64 были распилены и отправлены на переплавку на Молдавский металлургический завод. Что сразу же вызвало взрыв негодования в самопровозглашенной республике. Причем такой силы, что выполнение приказа было сразу же заморожено. И хотя лидер ПМР Игорь Смирнов пригрозил отдать Евневича под суд за "варварское обращение с техникой", всем понятно, что угроза эта работает на генерала, который постоянно ссылается на сложную общественно-политическую ситуацию вокруг вывода войск. Он несомненно разделяет позицию Балуевского, уверенного, что время ретироваться из региона, а тем более курочить технику еще не пришло.

Складывается любопытная ситуация. Кремлю, это очевидно, несоизмеримо важнее дружить с Шеварднадзе и Ворониным, чем с Ардзинбой и Смирновым. И министр обороны Сергей Иванов, можно не сомневаться, приложит все усилия, чтобы договоренности были выполнены. Именно в силу того, что он менее всего военный, более - член команды президента, страж его интересов в Минобороны. А для Владимира Путина объективно будет лучше, если стамбульские соглашения Россия выполнит до последней запятой. Что будет свидетельствовать и о его контроле над армией.

Конечно, не ахти какой тест на президентское влияние среди генералов. И без него ясно, что влияние это пока достаточно высокое. Вопрос в другом: насколько позволительно будет и дальше иметь генералам свое "особое мнение", когда президент свое мнение уже высказал и тем более когда речь идет о выполнении международных договоренностей? И будет ли наращиваться практика консолидации генералов с политическими, общественными силами, властными структурами, с тем чтобы совместно оказывать давление на Кремль?

В Вооруженных силах найдется немало военачальников, которые в охотку могли бы поучить Владимира Путина и патриотизму, и несгибаемости в отстаивании национальных интересов. Даже он, во многом родственный, понятный им, свой, даже он для многих действующих генералов недостаточно продвинутый патриот. И попытки продвинуть его в "правильном" направлении еще дальше будут продолжаться. Благо, как можно было убедиться, президент у нас человек обучаемый.

Владимир Темный, 20.07.2001