Также: Война

статья Московское время танцоров истекло

Леонид Кислов, 15.06.2001
Олег Климов. Абхазия, 1993. Фото с сайта www.photographer.ru

Олег Климов. Абхазия, 1993. Фото с сайта www.photographer.ru

Вывод частей 50-й российской военной базы из Гудауты откладывается на неопределенный срок. Население, что называется, грудью стоит на пути готовых к маршу автоколонн. В Абхазии все уверены: уйдут русские - придут грузины. Причем не мешкая, с огнем и мечом. Масла в огонь подлили и начавшиеся в понедельник, 11 июня, совместные военные учения Грузии и НАТО. Видимо, общее мнение выразил глава Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви отец Виссарион. "Абхазия становится открытой с воздуха и моря, - сказал священник, - и здесь возможен "югославский вариант" так называемой миротворческой операции. На наши головы могут упасть американские и турецкие бомбы". Ко всему прочему, в "Известиях" появился материал, раскрывающий план вторжения в Абхазию, разработанный "Генштабом Грузии при участии иностранных консультантов".

Абхазия не та страна, где труба должна раскалиться добела, прежде чем на нее начнет откликаться население. И после семи с лишним лет относительного мира здесь сильны настроения военного лагеря, осажденного со всех сторон. Готовность воевать в крови уже подросшего поколения. Миротворческие усилия России удержали стороны от очередного военного столкновения, но не устранили ни одной причины самого конфликта, генерирующего взрывоопасную энергию национальной вражды. Пока в этом регионе нет ни одной несущей политической конструкции мира. Одни лишь временные подпорки да перегородки. Немудрено, что абхазцы видят в уходе российских войск приговор себе. Приговор, который будет приведен в исполнение немедленно.

Между тем заинтересованность Грузии в силовом восстановлении контроля над Абхазией не следует преувеличивать.

Прежде всего у Грузии нет армии, которая могла бы "проглотить" такую территорию, как Абхазия, - ни кораблей, ни авиации, ни мощной дальнобойной артиллерии. Нет и экономического потенциала, необходимого для столь масштабной военной кампании. А в реальность Антанты, уже разработавшей план интервенции против маленькой, но гордой республики, как-то слабо верится. Надо крепко пришпорить фантазию, чтобы вообразить как американцы и турки принимают участие в баталии на побережье Черного моря. Тогда надо сразу согласиться и с тем, что страны НАТО и США, в частности, объявляют Россию страной даже не третьего, а какого-то четвертого мира, которую можно не видеть в упор. Прямая агрессия, тем более международная, против Абхазии невозможна.

А вот принуждение ее к "братскому союзу" с Грузией силами миротворцев под эгидой НАТО - вещь вероятная. Чего, собственно, и добивается уже несколько лет Тбилиси. Но и в этом случае у Москвы будут запрашивать "добро", поскольку полноценное миротворчество в Черноморском регионе без России невозможно.

Как бы там ни было, Россия и без своих пушек в Абхазии сохраняет немалые возможности влиять на ситуацию в грузино-абхазском конфликте. И даже наоборот: лишившись российских подпорок в виде армейских подразделений, и Шеварднадзе, и Ардзинба будут вынуждены искать политическое решение проблемы. После столь долгой и непродуктивной ее консервации с помощью русских стволов.

К сожалению, возможен и худший вариант, когда грузины, и абхазы начнут активно убивать друг друга. Спровоцировать пальбу нетрудно. Слишком густо посыпана эта земля порохом. Достаточно искры. Охотников повоевать, сделать прибрежную республику территорией беспредела, достаточно с обеих сторон.

Леонид Кислов, 15.06.2001