статья При Путине армия стала беднее

Виктор Литовкин, 25.01.2001

Ожидаемого эффекта от первого президентского довеска к окладам военных не случилось. И хотя в декабре армейские оклады увеличили на 20 процентов, это повышение особой радости у офицеров не вызвало. Ведь оно даже не компенсировало уровень инфляции ушедшего года, равный, по официальным данным, 21 проценту. То есть после президентского указа в минувшем году служивый человек обеднел на один процент.

Но начало было обнадеживающим. В четвертом квартале 2000-го впервые за последние четыре года наконец-то стабилизировалась выплата денежного довольствия. Сейчас оно выдается военным день в день, как и положено. В ноябре вернули долг по единовременным денежным выплатам за прошлый год, а также компенсацию за продовольственный паек. Это ни много ни мало, а 5,1 млрд рублей. Получает Минобороны и дополнительные, сверхбюджетные средства на вещевое и продовольственное снабжение воинских частей, оплату горюче-смазочных материалов, капитального строительства, коммунальных и транспортных услуг, связи, выплату по государственному оборонному заказу. Эта сумма составит 30,1 млрд рублей, и уже в армейской казне появились первые живые деньги - 17,9 млрд.

На этом хорошие новости кончаются, начинаются плохие. Долг перед офицерами за поднаем жилья, за командировочные расходы, за проезд в отпуск и обратно, да и по другим социальным выплатам так и остался на уровне 2 млрд рублей. (Только долг по "проездным" тянет на 212 млн - В.Л.). И уже ясно, что пока его ликвидировать не удастся. С 1 января армия начинает платить подоходный налог. Не очень большой; как и у всех - 13 процентов. Более того, по заверениям секретаря Совета безопасности Сергея Иванова, эту сумму офицеру и прапорщику тут же будут возвращать по другой ведомости. Но это обещание людей в погонах не греет. Они не понимают, почему должны отдавать государству именно "подоходный налог". Никаких доходов у офицера нет и быть не может. Он не зарабатывает свою получку, так как ни на кого не работает, а служит государству, получает за это "денежное содержание".

Не вызывает восторгов и намерение Минфина приравнять по оплате военного к госслужащему. Все-таки степень риска и образ жизни при таком сравнении, мягко говоря, не совпадают. И хотя правительство обещает, что в течение 2001 года оклады в армии сравняются с заработками чиновников, радости служивым от этого мало. Но, как выяснилось, даже эта мера не заложена в текст федерального бюджета 2001 года. Сэкономил государственный военный бюджет 2001 года и на продовольственном пайке офицеров и прапорщиков. Вместо реальной стоимости этого пайка 35,5 рубля в сутки в бюджет заложена цифра в 20 рублей. И каждый военнослужащий ежемесячно не досчитается в своей получке около 465 "деревянных". Для семей военных - деньги заметные.

По утверждению независимых экспертов, ежегодная потребность сокращения армии в 365 тысяч человек на протяжении 5 лет составит, как минимум, 4,2 млрд рублей. Из них - 3,2 млрд на строительство жилья увольняемым в запас и 1 млрд на выплату выходного пособия. Со строительством квартир для офицеров, находящихся на военной службе, и офицеров запаса, - большие проблемы.

Госбюджет направляет основную массу денег на реализацию президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". Но, как показывает опыт, эта программа практически не работает в Москве, Санкт-Петербурге, Башкирии, Татарстане, Ленинградской, Московской и Нижегородской областях, в Калининграде, Владивостоке, Самаре, Краснодаре и других крупных городах. Реальная стоимость одного метра жилья там не соответствует цене этого метра, определенной в сертификате. Например, в Москве, где-нибудь в Бутове или в Новом Косино, один "квадрат" необорудованной квартиры стоит примерно 11500 рублей, а "ваучер" оплачивает только 6700. Где взять денег, чтобы компенсировать эту разницу?

Министр обороны России маршал Игорь Сергеев обратился к премьер-министру Михаилу Касьянову с просьбой "не отвлекать средства, отпущенные на проведение военной реформы, на программу "Жилищные сертификаты", но ответа до сих пор не получил.

Виктор Литовкин, 25.01.2001