Рядовой и сержант пожаловались в прокуратуру на "дедов"-националистов
В Самарском гарнизоне рядовой и сержант в/ч 5599 внутренних войск МВД РФ, не выдержав издевательств сослуживцев на почве национализма, подали заявление в военную прокуратуру, пишет "Газета". Они жалуются на притеснения со стороны сослуживцев из Ингушетии и Дагестана.
В заявлении сержанта Азамата Алгазиева и рядового Станислава Андреева утверждается, что солдаты-срочники, призванные из северокавказских республик, организовали в части "землячество" по национальному признаку, безнаказанно избивают "инородцев" и вымогают у них деньги. Претензии заявителей распространяются не только на рядовых, но и на младший комсостав и даже на офицеров.
Вот отрывок из заявления Андреева: "Некоторые представители дагестанской и ингушской диаспоры, которая составляет 50% всех военнослужащих, постоянно унижают человеческое достоинство как лично мое, так и других военнослужащих (русских, казахов, бурят, татар и башкир)... Офицеры полка предвзято относятся к военнослужащим русской и других некавказских национальностей, закрывают глаза на грубые нарушения со стороны дагестанцев и ингушей, а на незначительные проступки со стороны русских отвечают грубостью и оскорблениями. Дагестанцы сами говорят, что платили по 5-10 тысяч рублей, чтобы их прислали сюда служить... К офицерам части они (дагестанцы и ингуши. - Ред.) относятся неуважительно, могут нецензурно оскорбить, послать матом, и те все это терпят..." Также Андреев пишет, что дагестанцы "неоднократно угрожали военнослужащим сексуальным насилием, оскорбляют не только нас, но и наших родителей".
Сержант Алгазиев, исповедующий ислам, говорит о вымогательствах, изощренных избиениях, а также, что "со стороны дагестанцев и ингушей мы, простые мусульмане России, считаемся свиньями".
К примеру, как указано в заявлении, 4 апреля этого года старший сержант Магомедов, рядовые Шакреев, Таршхоев и Алиев, хорошенько выпив, заставили русских солдат плясать лезгинку, а тех, кто, на их взгляд, делал это недостаточно хорошо, избивали.
Если верить Алгазиеву и Андрееву, рядовые Таршхоев, Шакреев и полковой "коммерсант" Даудов (в обязанности которого входит выдача сапогов и который берет за каждую пару по 200 рублей) избили шваброй ефрейтора Тимофеева, а затем заставили стирать его собственное окровавленное "хэбе". А в декабре 2003 года рядовые Шакреев, Евлоев и Ужахов попытались избить заместителя командира полка по тылу майора Леонова. Но даже после этого вопиющего случая реакции со стороны командиров не последовало.
Общественный защитник рядового Андреева, самарский бизнесмен и бывший работник милиции Олег Киттер, утверждает, что именно комполка полковник Громов и замкомандира полка по воспитательной работе Виталий Бабичев покрывают творящиеся безобразия и оказывают давление на личный состав. По словам Киттера, на имя Бабичева неоднократно поступали заявления от бойцов, но "сор из избы" не выносился, а стукача для профилактики избивали и заставляли чистить туалет зубной щеткой. Олег Киттер утверждает, что угрожали ему лично и поэтому он попросил прокуратуру гарнизона включить его в состав группы дознания в качестве общественного наблюдателя.
Как поясняет временно исполняющий обязанности прокурора Самарского гарнизона майор юстиции Владимир Шулятников, по фактам, приведенным в заявлениях Алгазиева и Андреева, возбуждено уголовное дело.
Комментарий
Землячество в армии всегда было проблемой, ненамного уступающей по остроте дедовщине. Подавление, насилие, угнетение сослуживцев крепкими физически и волевыми, хорошо организованными кавказскими землячествами - явление стародавнее. Пик процветания землячеств в казарме пришелся на вторую половину 80-х годов, когда демографическое опережение кавказских республик сказалось и на национальной структуре призыва. С распадом Союза эта проблема на некоторое время ушла в тень. Однако ненадолго. То и дело стали просачиваться в СМИ истории про кавказские землячества, берущие в оборот целые полки, дивизии и бригады. Так, в Грани.Ру три года назад обратились три дезертира из Таманской дивизии. Их главным кошмаром были парни из Дагестана. Аналогичные случаи, по данным ГВП, отмечены в частях Уральско-Приволжского и Ленинградского военных округов, на Тихоокеанском и Северном флоте. Особую активность "земляки" проявляют в строительных войсках и во внутренних войсках МВД.
Проще всего использовать проблему землячеств для разжигания межнациональной розни, антикавказских настроений. Чем и пользуются разного рода "бритоголовые" политики. Но в случае с армией есть один нюанс - здесь ничего не происходит без воли командира. Даже если нет прямого указания начальника, то все происходит по его "умолчанию". Не может командир не знать, кто в его отсутствие хозяин в казарме. Нет таких командиров. Знают все. И если всех "строят" горячие кавказские парни, значит, это устраивает командование.
Время от времени (после очередного громкого дела) Генштаб пытается жестко контролировать распределение по воинским частям призывников по национальному признаку. Что-то вроде "больше трех не собираться". Но система быстро дает течь. Главная причина - заинтересованность многих командиров в кулаках "землячеств". В отличие от "дедов", которым начальники тоже доверяют воспитание казармы, "земляки-кавказцы" более надежны. Как правило, в их рядах не процветает пьянство, они умеют держать слово, их власть жестче, эффективнее.
А потому как бы сурово ни были наказаны самарские "земляки", использовать энергию национальных землячеств в Вооруженных силах и других силовых структурах будут еще долго.