статья Беременность - спасение от армии

Владимир Темный, 26.04.2002
Карикатура с сайта ags-cpcd.narod.ru

Карикатура с сайта ags-cpcd.narod.ru

24 апреля комитет Госдумы по обороне одобрил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы". Авторы - депутаты Николай Безбородов ("Регионы России"), Анатолий Куликов (ОВР) и Валерий Дорогин ("Регионы России"). Споров во время обсуждения было немного. Депутаты коллег поддержали. Обеими руками "за" был представитель Генштаба Вооруженных сил РФ. Против высказались сотрудники Министерства образования, Министерства внутренних дел и МЧС. Этот расклад по сложившейся традиции дает все основания полагать, что законопроект станет законом. В ближайшие дни он будет внесен на рассмотрение Совета Госдумы, который почти наверняка включит его в повестку работы парламента уже в эту весенне-летнюю сессию. Потому документ заслуживает того, чтобы приглядеться к нему повнимательней.

Пояснение к законопроекту звучит так: в 2002 году право на отсрочку от призыва в армию имеет 66,5 % от общего числа россиян призывного возраста, 22,3 % - вообще освобождены от службы в армии (калеки и больные) и только 11,2 % юношей можно поставить в строй - это недопустимо низкий процент, подрывающий основы национальной обороны. Авторы законопроекта обращают внимание и на тенденцию: в 1988 году призывалось 54 % молодежи, в 1994 году - 27,5 %, в 1998 - 17,4 %. То есть с каждым годом все меньше. Если дело так пойдет, утверждают депутаты, то в 2012 году потребность армии в срочной службе будет удовлетворена лишь на 52 %. Примечательно, что парламентарии начали бить тревогу загодя, когда, по их же данным, ситуация с призывом вполне благополучная - до 2005 года Вооруженные силы будут без особых проблем комплектоваться срочниками почти на 100 %. Все расчеты, между прочим, предоставлены Генштабом. Депутатско-генеральский вывод такой: надо начинать борьбу с отсрочками, этим прибежищем пацифистской заразы и источником социальной несправедливости.

Что конкретно предлагают Безбородов, Куликов и Дорогин? Прежде всего ужесточить правила для тех, кто пытается откосить от армии. С принятием закона мало будет иметь на руках недееспособных родителей, близких родственников, усыновителей - надо либо жить вместе с ними, либо иметь справку от "органов государственной службы медико-социальной эксперизы", что они нуждаются в уходе и находятся на твоем иждивении. То же самое касается и призывника, имеющего ребенка, воспитываемого без матери, или двух и более детей, или ребенка, не достигшего трех лет.

В принципе нововведение понятное. Сегодня, чтобы избежать армии, достаточно показать паспорт с отметкой о браке и о наличии ребенка. При этом никого не интересует, что отец в глаза не видел свое чадо. Тут депутаты предаются излюбленному делу - насаждают мораль в обществе. И одновременно пополняют армейские казармы.

Еще одно нововведение - отсрочку от армии получит тот, чья жена находится в отпуске по беременности и родам. Сегодня новоиспеченного отца, если он уже служит, надо увольнять, со всеми вытекающими расходами военной казны. Депутаты, на этот раз справедливо, полагают, что потенциальных отцов дешевле все-таки не призывать. Но если уж быть последовательными до конца, то надо снижать сроки беременности супруги, которые позволяют юноше считаться потенциальным отцом. По закону в декретный отпуск женщина уходит не раньше чем на седьмом месяце беременности (исключения только по медицинским показаниям). Не лучше ли оставить мужа в покое гораздо раньше, в идеале - сразу после того, как его жена забеременела? Может быть, это положение скажется позитивно на демографической ситуации, о которой, как известно, так печется Министерство обороны.

Разобравшись с отсрочками по семейным обстоятельствам, депутаты взялись за отсрочки "по профессиональному признаку". Здесь предложение одно - буквально все их отменить. Речь идет о тех, кто после вуза поступил на работу в "почтовые ящики", в органы внутренних дел, в учреждения уголовно-исправительной системы, в налоговую полицию и таможню, в пожарное управление, а также о педагогах и сельских врачах. Если же, по замыслу депутатов, кого-то и надо освобождать от военной службы, пусть президент издает соответствующий указ (как он это делает и сегодня).

Все "изгнанные из рая" скорее всего будут подхвачены альтернативной госслужбой, законпроект о которой прошел, как известно, уже первое чтение. Но это, конечно, будет уже никакая не отсрочка, а все та же служба, хотя и беспогонная ее разновидность.

Конечно, депутатский вариант упразднения отсрочек выглядит щадяще. Он не касается самой многочисленной и "чувствительной" категории призывников - учащихся и студентов. Однако же этот недочет уже готово исправить Министерство обороны, в недрах которого закончена глобальная "оптимизация" статей закона "О военной службе и воиснкой обязанности", предусматривающих отсрочки от армии. Депутатский законопроект военные восприняли как пробный шар - готова или нет Дума дотронуться до столь болезненно-чувствительных статей закона. Скорее всего - готова. О чем говорит и позиция председателя думского комитета по обороне Андрея Николаева, лютого ненавистинка всякого рода отсрочек от почетной обязанности. Именно он недавно, при обсуждении законопроекта об АГС, предложил ввести, по сути, обязательную трудовую повинность. Наравне с военной.

Дума не обсуждает, как ускорить вялотекущую военную реформу, как на деле строить профессиональную армию, сокращая с каждым годом призыв на срочную службу. Она вообще не проявляет интереса к законодательному закреплению этого процесса. Ее волнует процесс обратный - как бы побольше загнать в рекруты молодых россиян.

Конечно, справедливость требует упомянуть и о той стойкости, которую до сегодняшнего дня демонстрировала Дума, отражая дикие милитаристские инициативы Минобороны. Но, похоже, наступают иные времена. Единственное послабление, на которое решились авторы законопроекта, - отсрочка от армии самим депутатам.

Владимир Темный, 26.04.2002