статья Альтернатива из фанеры

Владимир Темный, 29.05.2001
Фото Юрия Феклистова, ИТАР-ТАСС, из журнала 'Огонек'

Фото Юрия Феклистова, ИТАР-ТАСС, из журнала 'Огонек'

Эпопея с альтернативной службой длится уже много лет. Конституционное право граждан никак не обретет форму закона. Этот продукт западной демократии оказался одним из самых неусвояемых в организме Российской Федерации. Сейчас, когда на волоске висит единственное выполненное условие при вступлении в Совет Европы - мораторий на смертную казнь (не зря же "глас народа" Александр Солженицын выступил за расстрелы), введение альтернативной службы хоть как-то сгладит отвратное впечатление от российской необязательности перед лицом европейской общественности.

Поэтому работа над законопроектом в правительстве форсирована. По информации, которой располагают Грани.Ру, Госдума уже в мае может начать рассмотрение "альтернативки". Все круги экспертизы уже пройдены. Свои положительные отзывы на законопроект, разработанный в Генштабе ВС РФ, в военное ведомство прислали начальник Главного государственно-правового управления президента РФ Лариса Брычева, первый заместитель министра юстиции Юрий Демин, первый заместитель министра труда и социального развития Вячеслав Рожков и другие высокопоставленные чиновники.

Все сходятся на том, что закон принимать надо. Именно в таком виде. За исключением несущественных поправок. Например, Рожков предлагает распространить на альтернативного воина нормы КЗОТа. Демин предлагает уточнить меру ответственности за уклонение от альтернативной службы. Брычева полагает необходимым призывать альтернативщика и на сборы, и на переподготовку.

Юноше, не желающему брать в руки автомат, отмерено 48 месяцев. После вуза - 24 месяца. Для тех, кто все-таки согласится служить в Вооруженных силах, но лишь в качестве гражданского персонала, - 36 месяцев (для студентов - 18). Служить только вдали от дома. Чем дальше, тем лучше. Например, столбы валять в сибирской тайге. Или щебень добывать в каменоломнях Урала. Мало ли найдется для несостоявшегося бойца такой работы, которая бы навеяла ему свежие мысли о воинском долге.

Поэтому что бы там ни говорили, а закон, если его принимать в этом виде, будет носить карательный характер. Но пугаться не надо. Велика вероятность, что до реализации даже такого закона дело не дойдет. В нынешней России, нацелившейся и впредь стоять военным лагерем, пацифистские устремления на религиозной или какой другой почве по сути своей антигосударственны. Так что постоит этот закон какое-то время фанерной декорацией к спектаклю о демократических переменах в России, а потом пустят его на дрова. Ибо какие могут быть убеждения, если Родина посылает тебя в бой. А она посылала, посылает и, судя по всему, еще как будет посылать. Тем же, кто начнет настаивать на альтернативной службе, предоставят такую возможность и без всякого закона - в неограниченном количестве от 120 месяцев и выше. На лесоповале.

Владимир Темный, 29.05.2001