МЧС и МВД переманивают у Минобороны призывников
Министр обороны России Сергей Иванов пожаловался президенту на МЧС и МВД, которые "переманивают" у Вооруженных сил призывников, пишет "Независимая газета". Автор письма утверждает, что подобные инициативы противоречат Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". Юношей призывного возраста не хватает 11 силовым ведомствам России, пишет газета.
Сергей Иванов в своем письме ссылается на то, что в соответствии с законом призывники из военкоматов могут направляться только во внутренние войска, части гражданской обороны, но никак не в милицию или пожарные службы. А такая практика существует в Москве уже два года без санкции президента. По словам министра обороны, в органах МВД и пожарных структурах МЧС незаконно проходят службу свыше трех тысяч юношей. Только в управлении по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы некомплект низового звена милиционеров достигает почти 10 тысяч человек. Но компенсировать его за счет солдат внутренних войск нельзя: Вооруженным силам самим не хватает рабочих рук.
В Генштабе уже готовятся поправки к законодательству, которые бы более четко регламентировали порядок приема на работу в милицию и пожарные структуры, сообщил изданию заместитель начальника Генштаба, начальник Главного организационно-мобилизационного управления генерал-лейтенант Василий Смирнов.
Комментарий
Сергей Иванов решил пожаловаться Владимиру Путину после того, как правительство РФ дало отрицательный отзыв на законопроект, выдвинутый депутатами Николаем Безбородовым, Валерием Дорогиным и др. В нем предлагалось, помимо прочего, лишить призывного контингента МЧС, Минюст, МВД (кроме внутренних войск) и ряд других ведомств. Это не первое обращение руководства Минобороны к президенту, премьеру и спикеру Госдумы. Тяжба за дармовую рабсилу между силовыми ведомствами ведется уже давно. Но после того как в 2001 году доля реально призываемых уменьшилась с 13% до 11%, межведомственная борьба за свой кусок призывного контингента приобрела более жесткий характер. Иванов и Квашнин считают, что милиция, МЧС (в частности, пожарные), ГУИН незаконно пользуются призывниками, фактически укрывают у себя тех, кто не хочет служить в армии. По данным Минобороны, число таких "уклонистов" ежегодно возрастает в 2,5-2,8 раза. Если в 2000 году в милицию было призвано 1828 человек, то в 2001-м - 4707, а в 2002-м - около 9000. Всего же в милицию, пожарные команды и подразделения ГУИНа в 2002 году пришло более 14 тысяч призывников. И можно не сомневаться, что эти цифры будут расти год от года. Хотя бы по той простой причине, что порядка в этих ведомствах больше и, соответственно, условия службы куда более человеческие, чем в армии. Убытка обороноспособности от этого никакого. Новобранцы проходят ту же общевойсковую начальную подготовку, учатся обращаться с оружием, получают исчерпывающее понятие о воинской дисциплине. Старания же Иванова идут все в том же привычном направлении: ничего не делая для того, чтобы служба в армии перестала быть страшилищем для общества, он уповает на одни лишь силовые методы.
Справка
Письмо Квашнина Селезневу
Генеральный штаб
Вооруженных сил
Российской Федерации
11 января 2001 г.
# 315K/2/123
Государственная дума
Федерального собрания
Российской Федерации
Председателю Государственной думы
Г.Н.Селезневу
В последнее время органами законодательной власти ряда субъектов Российской Федерации и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесены для рассмотрения проекты федеральных законов, предусматривающие предоставление гражданам права на отсрочку от призыва на военную службу для получения среднего общего образования.
Таким образом, предпринимается попытка расширения уже законодательно установленных множественных оснований для предоставления отсрочек от призыва, влекущая за собой дальнейшее значительное увеличение численности граждан Российской Федерации, которые не могут быть привлечены для исполнения обязанностей военной службы по призыву.
Подобная постановка вопроса, не говоря уже о ее явно недостаточной правовой основе, никак не согласуется с крайне тяжелой ситуацией с обеспечением призывными контингентами потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для комплектования должностей сержантского и рядового состава.
Анализ комплектования должностей солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, проведенный в течение последних лет, убедительно свидетельствует о том, что призыв граждан на военную службу остается основным способом пополнения их указанными категориями военнослужащих. В Вооруженных Силах Российской Федерации по состоянию на 1 января 2001 года среди сержантского и рядового состава военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, составляли 25,4 %, в Пограничных войсках Российской Федерации - 30,6 %, а во внутренних войсках МВД России - только 20,5 %. Однако, реализация основного на настоящее время способа комплектования за счет призыва граждан на военную службу с каждым годом сопрягается все с большими трудностями, которые главным образом связаны с ограниченной численностью и низким уровнем качественных показателей призывных контингентов, подлежащих привлечению на военную службу.
Такое положение создалось в результате того, что в течение последних 10 лет дважды, в 1993 и 1998 годах, менялось законодательство о воинской обязанности и военной службе, причем каждый вновь принятый закон значительно расширял перечень оснований, по которым граждане освобождались или пользовались отсрочками от призыва на военную службу. Попытки еще более расширить этот перечень продолжаются и до настоящего времени: только за 2000 год в высшие органы государственной власти из различных ведомств и организаций поступило более 30 обращений подобного рода.
В итоге при общем росте численности призывных контингентов России к 2000 году доля в них граждан, которых можно было призвать на военную службу, за последние шесть лет сократилась в два раза, а по сравнению с 1988 годом - более чем в четыре раза. Ныне она составляет лишь 13 % от общей численности граждан, состоящих на воинском учете призывников, что уже не обеспечивает замену уволенных с военной службы сержантов и солдат, не говоря о полном укомплектовании воинских должностей, подлежащих замещению этой категорией военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В тоже время, в европейских государствах, вооруженные силы которых комплектуются военнослужащими как по призыву, так и по контракту, доля призываемых граждан составляет 50 - 80 %.
Именно по этой причине по завершении осеннего 2000 года призыва граждан на военную службу укомплектованность сержантами и солдатами Вооруженных Сил Российской Федерации составляет 87,4 %, внутренних войск МВД Российской Федерации - 82,0 %, Пограничных войск Российской Федерации - 83,4 %, войск гражданской обороны - 83,9 %, Железнодорожных войск Российской Федерации - 86,0 %.
Есть все основания полагать, что при неизменности законодательных условий будет происходить и дальнейшее снижение как доли граждан, которых можно призвать на военную службу, в составе призывных ресурсов страны, так и показателей укомплектованности сержантским и рядовым составом названных структур.
Среди многотысячных контингентов граждан призывного возраста, не подлежащих призыву на военную службу по различным законным основаниям и составляющих 87 % от общего числа граждан, состоящих на воинском учете призывников, более двух третей - это молодые люди, освобождаемые или имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья (19,8 % от числа не подлежащих призыву), а также освобождаемые от военной службы на время обучения в образовательных учреждениях профессионального образования (более 50 % от числа не подлежащих призыву).
В числе последних подавляющее большинство принадлежит студентам всех государственник и муниципальных вузов, а также негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию. На 1 января 2000 года их насчитывалось свыше 1 млн. человек или более одной трети от всех призывных ресурсов России. Как показывают расчеты, если численность граждан призывного возраста, обучающихся в вузах, где предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, будет увеличиваться темпами, характерными для трех последних лет, то к 2005 году она приблизится к 2 млн человек. Ежегодное освобождение от исполнения воинской обязанности таких больших контингентов призывной молодежи не оправдывается никакими реальными потребностями страны в специалистах. Так, по данным Минобразования России из выпускников 1999 года образовательных учреждений высшего профессионального образования страны только около 24% получили направление на работу. Более того, во множественных случаях фактически имеет место обучение ради обучения, ради освобождения от исполнения своего конституционного долга по защите Отечества.
Вполне очевидно, что существующий в Российской Федерации порядок предоставления студентам отсрочек от призыва на военную службу наносит прямой ущерб обороноспособности государства, так как по сути является фактором, оказывающим решающее влияние на прогрессирующий процесс сокращения базы для комплектования армии и флота призывными контингентами.
Изъятие студентов из сферы военной службы отрицательно сказывается и на интеллектуальном уровне воинских коллективов, ставит трудно решаемые задачи при организации подготовки младших командиров и специалистов по сложным воинским специальностям в учебной сети Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Сохранение и на будущее столь же масштабных, как и в настоящее время, отсрочек от призыва студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования будет вести к дальнейшей утрате интеллекта вооруженных структур государства.
Сокращение количественной базы призыва фактически привело к положению, когда в условиях полного отсутствия выбора на военную службу вынужденно призывается каждый призывник, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва. Это в свою очередь неизбежно повлекло за собой негативные изменения качественного состава направляемых в войска призывных контингентов, несущих на себе все признаки происходящих в обществе социальных процессов.
Наиболее негативны и крайне тревожны изменения в состоянии здоровья граждан, призываемых на военную службу. Неоспорим тот факт, что совершенно здоровый призывник уже давно стал для России редкостью. Как показывают итоги весеннего 2000 года призыва, в Российской Федерации 35,9% юношей, из числа явившихся на призывные комиссии, были освобождены или получили отсрочку от призыва на военную службу именно по состоянию здоровья, хотя еще в 1988 году к таковым относился лишь каждый пятнадцатый призывник.
Снижение показателей, характеризующих состояние здоровья граждан страны, объединенных понятием "призывные ресурсы", неминуемо сказалось и на подобных показателях пополнения, направленного в войска. Непосредственно это выразилось в резком увеличении в его составе доли призывников, признанных годными к военной службе по состоянию здоровья с незначительными ограничениями. Так, в числе пополнения, поступившего в войска весной 2000 года, такие лица составили 55,6 %, что превышало подобный показатель 1996 года более чем на 13 %. Разительна динамика показателей занятости граждан перед их призывом на военную службу. К примеру, в составе пополнения, поступившего весной 2000 года в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, граждане, перед призывом нигде не работавшие и не учившиеся, составили 38,1 %, что в полтора раза превышает аналогичный показатель 1994 года и более чем в десять раз - 1988 года.
Как следствие такого положения, в составе пополнения в армию и на флот приходят молодые люди, прошедшие "школу улицы", имевшие приводы в милицию, употреблявшие алкогольные напитки, знакомые с наркотиками и другими токсическими веществами. Вероятно, путь таким призывникам на военную службу будет перекрыт еще не скоро, поскольку для этого нужны серьезные меры самого широкого спектра.
Повышению качества призывных контингентов, направляемых в войска, не способствуют и издержки в организации и проведении подготовки граждан к военной службе.
Во многом они связаны с неурегулированностью порядка компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами, в связи с исполнением Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также порядка финансирования подготовки граждан по основам военной службы, медицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности.
Явно не обеспечивает реальные потребности подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях РОСТО, в том числе и по особо дефицитным для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, финансирование, осуществляемое из федерального бюджета. В 1999 году оно составило около 25 % от потребности, а в 2000 году - лишь 12 %. До настоящего времени положения Закона Российской Федерации "Об образовании" не приведены в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в части установления обязательности получения гражданами начальных знаний в области обороны и подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Из-за этого в указанных образовательных учреждениях по-прежнему предусматривается проведение так называемой военной подготовки, причем только на факультативной основе и с согласия обучающихся. Наряду с указанными обстоятельствами призыв граждан на военную службу значительно осложняется многочисленными фактами уклонения молодых людей от исполнения воинской обязанности, которые выражаются в неявке их без уважительных причин по вызовам на заседания призывных комиссий и на отправку в войска.
Считалось, что пик названного явления, приходившийся на осень 1997 года (более 30 тыс. "уклонистов"), безвозвратно позади и удалось переломить ситуацию к лучшему. В весенний призыв 1999 года в стране уже насчитывалось чуть более 20 тыс. граждан, уклоняющихся от призыва. Однако начавшийся конфликт на Северном Кавказе заметно повлиял на условия проведения призывных кампаний. Число уклоняющихся от призыва на военную службу осенью 2000 года, по предварительным данным, вновь возросло до 30 тыс. граждан.
К этому необходимо добавить, что органами прокуратуры на местах во многих случаях не дается своевременной и принципиальной оценки подобным фактам, чем объективно провоцируется их рост. Так, по итогам призыва весны 2000 года возбуждены дела в отношении только 1,1 тыс. граждан, уклонившихся от призыва на военную службу, а осуждены лишь 79 человек.
Немало насущных проблем продолжает иметь место и в организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сержантами и солдатами по контракту, которые не могут быть решены усилиями только тех министерств, где предусмотрена эта служба.
Прежде всего - это проблемы материального и социально-бытового характера, связанные с невысоким уровнем денежного довольствия и сокращением существующего минимума льгот военнослужащих, а так же крайне неразвитой жилищно-коммунальной и бытовой инфраструктуры обеспечения военной службы по контракту. Именно по этим причинам на такую службу поступают в основном граждане, не имеющие постоянной работы, являющиеся выходцами из малообеспеченных семей, интересующиеся в первую очередь размерами денежного довольствия. Привлекать на эту службу в необходимых объемах образованную и физически крепкую молодежь практически невозможно. Из-за отсутствия бюджетных источников финансирования проблематичной стала и разработка программы перехода на контрактный способ комплектования должностей сержантского и рядового состава, уникальной по своей масштабности, сложности, многоплановости и, объемам работ.
Оценивая в целом ситуацию в области комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сержантским и рядовым составом, сложившуюся к настоящему времени, необходимо сделать однозначный вывод о наличии множественных факторов, отрицательно влияющих на этот процесс и препятствующих гарантированному, качественному и полному укомплектованию личным составом вооруженных структур государства. Однако ситуация представляется управляемой и ее оптимизация может быть обеспечена принятием соответствующих решений на федеральном уровне. В настоящее время по поручению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации нарабатывается комплекс мер, в том числе и законодательного порядка, направленных на расширение базы призыва и повышение качественных показателей призывных контингентов, направляемых в войска (силы).
В связи с этим просил бы Вас, уважаемый Геннадий Николаевич, воздержаться от рассмотрения законодательных инициатив, направленных на расширение категорий граждан, пользующихся отсрочками от призыва на военную службу, до достижения реальной стабильности в полном укомплектовании войск (сил) сержантским и рядовым составом.
Начальник Генерального штаба
генерал армии
А.Квашнин
Дословно
Андрей Николаев
(По поводу "дележа" призывников между силовыми ведомствами) Проблема, ставшая поводом для письма министра обороны президенту России, не нова - ей 4,5 года. Появилась она в день вступления в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Именно тогда три законодательных акта - Закон "О милиции", Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное постановлением Верховного совета РФ от 23 декабря 1992 года, и Закон "О пожарной безопасности" - вступили с указанным законом в противоречие. Базовым для правоотношений по осуществлению гражданами воинской обязанности законом - "О воинской обязанности и военной службе" - установлено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службе (ГПС) МЧС, но только имеющим высшее профессиональное образование. Другими же вышеназванными актами такая отсрочка предоставляется всем без исключения сотрудникам органам внутренних дел и ГПС... С принятием Закона "Об альтернативной гражданской службе" назрела необходимость кардинального пересмотра оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу... На сегодняшний день это и сельские учителя, и сельские врачи, и работники почти четырехсот организаций оборонно-промышленного комплекса, и сотрудники органов внутренних дел, пожарные, и таможенники, и налоговые полицейские, и сотрудники ГУИН Минюста... Вывод: все категории отраслей экономики, служб и работ, где граждане ныне имеют отсрочки от военной службы, должны быть отнесены к местам прохождения альтернативной гражданской службы.
Пресс-служба комитета Госдумы РФ по обороне, 27.01.03г.