Борьба с гуманистическим уклоном
Генштаб: Милиция слишком гуманна к уклонистам
Замначальника Генштаба Василий Смирнов считает, что правоохранительные органы "слишком гуманно" относятся к гражданам, которые уклоняются от прохождения военной службы, сообщает Интерфакс.
По словам Смирнова, в ходе весенней призывной кампании число уклонистов по всей стране составило 13 тысяч 100 человек, что "на тысячу человек больше, чем было в тот же период 2006 года".
Смирнов отметил, что розыск уклонистов должен продолжаться и после окончания весенней призывной кампании, которая завершилась 30 июня.
Вместе с тем Смирнов отметил, что план по весеннему призыву на военную службу в этом году выполнен на сто процентов, в войска направлены 133,5 тысячи россиян. По словам Смирнова, 13,2 процента призванных на службу молодых людей имеют высшее образование.
На альтернативную гражданскую службу в этом году призвано 82 человека, хотя заявок, по словам генерала, было около 150. Всего в настоящее время число уклонистов от АГС составляет триста человек, а проходят ее 912 человек. В период осеннего призыва предстоит рассмотреть 284 заявления от желающих проходить альтернативную службу.
Комментарий
Нет в действующем законодательстве положения, которое ограничивало бы действие статьи 328 УК РФ ("Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы") рамками призывной кампании. Нарушившего закон милиция должна, что называется, преследовать постоянно. Генерал Смирнов имеет в виду, что милиция обеспечивает военкоматы призывниками без особого усердия. И он прав - есть такое дело.
Как известно, за организацию призывной кампании отвечает местная власть. Соответственно, привлекаются и силы ОВД. Но именно на время призывной кампании, сроки которой четко обозначены в соответствующих указах президента. Участковые и прочие сотрудники правоохранительных органов вместе с работниками военкоматов добросовестно трудятся на ниве призыва - выявляют уклонистов, разыскивают их, даже, случается, разносят повестки. Но с окончанием кампании, как по свистку, теряют интерес к непатриотичным гражданам. Хотя, повторим, закон обязывает их ловить уклонистов и дальше.
Объяснение простое: своей работы хватает, куда более горячей. А здесь маяты много, а эффект близок к нулю. Даже если уклоняющийся от явки в военкомат предстает пред судом, дело редко кончается реальным приговором. Сегодня законодательство не позволяет назвать человека уклонистом, если, например, он не расписывался в получении повестки из военкомата. Есть и ряд других условий, делающих уголовное преследование уклониста весьма проблематичным. Поэтому милиция предпочитает держаться в сторонке от выяснения отношений между Минобороны и призывниками. Во всяком случае после окончания одной призывной кампании и до начала следующей.
Военное ведомство с опорой на комитет Госдумы по обороне уже второй год пытается подвести правовую базу под тотальное уголовное преследование уклонистов. В частности, на рабочем столе у думского комитета лежит законопроект, обязывающий лиц призывного возраста добровольно являться в военкомат. Не пришел после 18 лет для прохождения военно-врачебной комиссии и постановки на учет - автоматически подпадаешь под упомянутую статью УК. Попытки протащить первое чтение этих поправок пока успехом не увенчались. Но наверняка продолжатся. Об этом свидетельствует решительный настрой главного начальника по призыву генерала Смирнова.
Но чего как не было, так и нет, - это качественного изменения самой срочной службы. Она чудовищно непривлекательна. Если контрактникам предлагаются еще какие-то льготы, то срочникам традиционно обещают только лишения и тяготы. И обещания эти честно исполняются. И даже снижение срока службы до года вряд ли сделает службу более желанной. В такую "зону" и впрямь только дубинками загонять.
Владимир Темный
Справка
Кого и почему можно назвать "уклонистом"
Проблемы квалификации уклонения от призыва на военную службу
Дословно
Василий Смирнов
В 2002 году у нас было рекордное число уклонистов - около 30 тысяч, так что прогресс по уменьшению уклонистов налицо, однако мы считаем, что число уклоняющихся от военной службы снижается очень медленно.
Интерфакс, 12.07.2007