Пограничное состояние
Буквально за пару дней до рейда боевиков по селам Дагестана на совещании в Ханкале командование группировки и местная власть сошлись на том, что "главарям боевиков недолго осталось бегать по горам". О чем оповестила читателей газета "Красная звезда" за 17 декабря. Информация зарубежных СМИ (канала "Аль-Джазира") о намерении боевиков активизировать свои действия в начале зимы, видимо, была проигнорирована. Это можно было бы объяснить тем, что у военных и спецслужб есть свои надежные источники в стане врага. Однако взрывы в Ессентуках, в Москве, вторжение в Дагестан - все это заставляет усомниться в том, что "разведка доложила точно".
Да и располагают ли российские спецслужбы вообще хоть какой-нибудь разведкой, позволяющей упредить действия врага? Получается, пока генералы в Ханкале пророчили близкий конец "главарям боевиков", люди полевого командира Газиева уже шли горными тропами к заставе Мокок. Такова цена иллюзий, которыми руководствуются сегодня не только в Москве, но и в самом штабе ОГВ, где вроде бы давно уже должны были отучиться от задорных рапортов.
Разгром заставы Мокок – пожалуй, первое серьезное поражение пограничников от боевиков с тех пор, как ФПС слили с ФСБ. Стычки были, но они носили случайный характер. На этот раз пограничники стали объектом целенаправленной акции. И теперь уже можно говорить не только о поражении ФПС, но и о проколе главной российской спецслужбы. Когда "зеленые фуражки" возвращали ФСБ, звучали оптимистичные заявления о том, что теперь военная мощь пограничников будет усилена разведывательными, аналитическими возможностями всего лубянского ведомства. По идее попасть в засаду должны были не пограничники, а боевики, чьи планы стали достоянием федералов. Однако застава оказалась один на один с хорошо подготовленным противником. Как если бы дело происходило в двадцатых годах на территории, контролируемой басмачами. Незащищенность российских застав сейчас, спустя восемь десятилетий с тех времен, - это реальность, за которую уже сполна несет ответственность и ФСБ.
Собеседник Граней.Ру, офицер-пограничник с 20-летней выслугой, считает, что трагедия в горах Дагестана – это и отражение той неразберихи и нервозности, которые сегодня царят и в центральном аппарате погранвойск на Лубянке, и в региональных управлениях. Президентский указ о слиянии двух ведомств был подписан еще в марте 2003 года, но до сих пор десятки опытных профессионалов из упраздненной ФПС находятся за штатом. Идет активный дележ полковничьих и генеральских званий. И в этой кадровой тяжбе пограничники обречены на проигрыш. Предпочтение отдается кадрам из ФСБ. Профессиональные пограничники вытесняются с должностей чекистами, не имеющими опыта работы в погранвойсках. И этот тягучий процесс изрядно подточил нервы в рядах "погранцов". В то же время, по словам собеседника "Граней", никакого существенного содействия в оперативной работе пограничники от своего старого нового патрона не получили. Активность ФСБ замечена лишь на тех участках пограндеятельности, где крутятся миллиарды рублей: главным образом в сфере охраны морских биоресурсов и погранконтроля за импортом-экспортом.
По утверждению источника "Граней", сегодня многие кадровые офицеры ФПС подают рапорта на увольнение. Сам он уже ждет приказа об увольнении в запас.
Статьи по теме
Пограничное состояние
События в Дагестане свидетельствуют о том, что планы боевиков остаются для российских спецслужб тайной за семью печатями. Между тем слияние в марте этого года ФПС и ФСБ предполагало, что работа пограничников будет усилена разведывательно-аналитическими возможностями спецслужбы. Похоже, этого не произошло. Напротив, реорганизация привела к оттоку из погранвойск опытных профессионалов.