Правозащитники отказываются от роли наблюдателей за "фарсом" чеченских выборов
Российское правозащитное сообщество не будет принимать участие в выборах президента Чечни в качестве наблюдателей. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщили председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, председатель общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев и директор сахаровского центра Юрий Самодуров.
Как напомнили правозащитники, международное право прямо указывает, что в ситуации, когда в регионе фактически идет война, любые выборы и референдумы будут не легитимны.
Заявление было сделано по итогам поездки в Чечню, где состоялась встреча руководителей межрегиональных правозащитных организаций и председателя Комиссии по правам человека при президенте РФ Эллы Памфиловой с чеченскими правозащитниками. На встрече была выработана общая позиция по отношению к выборам в регионе, а также общее мнение о недопустимости использования властью авторитета российских правозащитных организаций для легитимации выборов в Чечне.
Комментарий
Если согласиться с тезисом правозащитников о том, что в Чечне действительно идет война, а не контртеррористическая операция, как это принято утверждать в Кремле, то правовая сторона проведения выборов выглядит следующим образом. Само проведение референдума и выборов в Чечне противоречит статьям 2 и 25 Международного пакта о гражданских и политических правах . В ней утверждается, что каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".
Женевские Конвенции содержат описание внутренних вооруженных конфликтов, под которые полностью подпадают события в Чечне. Таким образом, из буквы и духа международного права следует, что во время вооруженного конфликта гражданину не может быть обеспечено право на участие в подлинных выборах.
Кроме того, Конституция Российской Федерации также говорит о том, что гражданин страны не может быть принужден к волеизъявлению. А это требование Конституции в условиях конфликта в Чечне соблюсти невозможно. Как рассказал на пресс-конференции Лев Пономарев, только что приехавший из Чечни, самым эффективным средством агитации в регионе является автомат Калашникова. "Об этом мне рассказали очевидцы событий: за несколько дней до референдума в село пришли сотрудники МВД, вызвали старейшин и сказали: "Не придет народ на референдум - устроим зачистку".
Дословно
Обращение Инициативной группы 'Общее действие'
Правозащитники не должны поддерживать иллюзию законности выборов "первого президента Чеченской республики" в октябре 2003 года
На территории Чеченской республики восьмой год идут боевые действия, население Чечни живет в условиях фактического военного положения. В последние два года к этому добавился террор кадыровских "охранников", ставший для жителей не менее опасным, чем произвол российских военных и террористические акты и вылазки.
Мы убеждены, что в такой обстановке назначенные на 5 октября 2003 года выборы "первого президента Чеченской республики" столь же незаконны, как и проведенный в марте "конституционный референдум". Российское законодательство и международное право прямо запрещают проведение голосования на территории, охваченной боевыми действиями, фактически в условиях чрезвычайного положения, в ситуации, когда существенно ограничиваются возможности для свободного волеизъявления граждан.
Кроме того, невозможно серьезно говорить о легитимности голосования, призванного определить на многие годы судьбы Чеченской республики, до того времени, когда в таком волеизъявлении смогут принять участие те граждане разных национальностей, которые покинули ее за последние 12 лет и желают в нее вернуться в условиях безопасности.
20 августа представители 28 чеченских общественных организаций обратились к российской и международной общественности с призывом "не придавать своим участием видимость чистоты грязному действу", не освещать своим присутствием предстоящий фарс, не стать соучастником преступления. В обращении указывается, что в Чечне не выполнено ни одно из сформулированных Советом Европы условий для свободных выборов, поэтому представители неправительственных организаций должны не дать себя обмануть, участвуя в контроле над выборами в Чечне.
Мы разделяем озабоченность чеченских общественных организаций, считающих, что любое направление неправительственными организациями наблюдателей, особенно через официальные структуры, недопустимо, так как создает видимость легитимности этих выборов.
Участники Инициативной группы "Общее действие" выражают огромную озабоченность попытками власти использовать авторитет правозащитного сообщества для создания иллюзии законности назначенных на 5 октября 2003 года выборов "первого президента Чеченской республики".
Мы видим особую опасность проведения выборов в Чечне в том, что в нынешних условиях они создают дополнительные политические и юридические препятствия для начала реального процесса мирного урегулирования и провоцируют эскалацию военных действий.
С учетом всех этих обстоятельств, мы призываем представителей российской общественности, особенно правозащитников, не участвовать в качестве официальных наблюдателей на октябрьских выборах в Чечне. Во время избирательной кампании и выборов, те из нас, кто работает в Чечне, будут продолжать следить за нарушениями прав человека в Чечне и граничащих с ней регионах.
Мы считаем, что волеизъявление граждан Чеченской республики должно происходить только после прекращения военных действий и добровольного возвращения значительной части вынужденных переселенцев, в рамках общего мирного процесса, с учетом мнения основных общественных сил республики, в том числе и политического руководства сепаратистов.
Инициативная группа "Общее действие":
А.В. Бабушкин, Комитет "За гражданские права";
Е.Г. Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Л.В. Вахнина, правозащитник;
С.А. Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Л.И. Графова, Международное общественное движение "Форум переселенческих организаций";
В.М. Гефтер, Л.С. Левинсон, Институт прав человека;
С.А. Ковалёв, депутат Государственной Думы РФ;
М.Н. Ланда, правозащитник;
В.Н. Ойвин, правозащитник;
Л.А. Пономарёв, Движение "За права человека";
Ю.В. Самодуров, Музей и Общественный центра имени Андрея Сахарова;
С.Е. Сорокин, Движение ненасилия;
Э.И. Черный, "Экология и права человека";
священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести
09.09.2003