Дума приняла президентское постановление об амнистии в Чечне
Госдума проголосовала за амнистию для Чечни. Как сообщает парламентский корреспондент Граней.Ру, за постановление были 375 депутатов, против - 18, четверо воздержались. Представитель президента РФ в Думе Александр Котенков заявил, что амнистия коснется 300 военнослужащих федеральных сил в Чечне (это около 90% от общего числа осужденных военных) и примерно тысячи боевиков.
Президент России внес проект постановления 15 мая. Депутат от Чечни Асланбек Аслаханов разработал собственный проект постановления об амнистии, а проект президента назвал "мертворожденным ребенком", но затем снял свое детище с рассмотрения.
Проект постановления будет рассмотрен сразу в трех чтениях.
"Объявляемая амнистия обусловлена важным историческим событием в жизни граждан, проживающих на территории Чечни, -принятием Конституции указанного субъекта Российской Федерации", - подчеркнул полпред президента в Госдуме Александр Котенков, представляя проект постановления. По словам Котенкова, амнистия "является актом гуманизма" и в первую очередь направлена "на создание дополнительных условий для налаживания мирной жизни в Чеченской республике".
Как рассказал Котенков, многие люди были вовлечены в незаконные вооруженные формирования в Чечне "по заблуждению, либо путем обмана, либо под угрозой применения насилия по отношению к ним или к их родственникам". "Ситуация, в которой оказались эти люди в период конфликта в Чеченской республике, позволила манипулировать ими. Многие из них готовы сложить оружие, прекратить противоправную деятельность и возвратиться к мирной жизни. Они осознают, что после принятия Конституции Чеченской республики, за которую проголосовало большинство ее населения, продолжение вооруженного сопротивления, по существу, будет направлено против собственного народа",- отметил представитель президента.
По его словам, эти люди желают вернуться к мирной жизни, но "вынуждены скрываться, либо продолжать сопротивление в связи с угрозой возможного применения к ним наказания". "Принятие предлагаемой амнистии позволит им выйти из сложившейся ситуации и сохранить свободу для участия в обустройстве Чеченской республики", - заявил Александр Котенков.
Действие амнистии предлагается распространить на лиц, совершивших общественно опасные деяния в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 года до дня вступления в силу постановления Госдумы "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской республики", которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях, прекратили вооруженное сопротивление, либо добровольно сдали оружие и военную технику до 0 часов 1 августа 2003 года. Предлагается не распространять действие амнистии на лиц, совершивших убийство, похищение человека, изнасилование, разбой и некоторые другие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также на иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве, заявил Александр Котенков.
Дословно
Сергей Ковалев
(О готовящейся в Чечне амнистии)
Впервые за всю историю чеченской амнистии ее порядок будет определять администрация республики, что приведет к небывалой коррупции. На неугодного человека теперь можно будет повесить преступление, не попадающее под амнистию, например, террористическую деятельность, а своего человека можно будет отпустить даже при наличии тяжких преступлений.
Росбалт, 20.05.2003
Иван Рыбкин
Во-первых, решение об амнистии долна принимать Дума, а не президент. Президент "опустил" парламент - как будто в Думе нет людей, юристов, которые могли бы сами подготовить это решение. Во-вторых, скомкан весь смысл амнистии - в "горячих точках" сначала ведут переговоры с боевиками, потом проводят амнистию, а потом уже референдум. У нас же наоборот: сначала несчастный, истерзанный народ притащили на референдум, теперь амнистируют.
Амнистия всегда начинается с переговоров с лидерами вооруженных формирований. Я в свое время сам говорил с боевиками, и они говорили: нам амнистия не нужна. Я считаю, что если Чечней занимается человек, который занимается пиаром Путина, то все это только показуха. В Чечне строятся потемкинские деревни, а в это время люди голодают. Естественно, что они идут в боевики, устраивают взрывы. Эта акция, как и референдум, - исключительно политические игры Москвы, не имеющие к реальному положению дел в Чечне никакого отношения.
Дума, конечно, примет президентский проект, куда же она денется, но этим нельзя решить проблемы в Чечне.
Грани.Ру, 20.05.2003
Павел Астахов
(О принципе амнистии)
Мне непонятен сам принцип этой амнистии. С одной стороны, я всегда за амнистию. Зная условия, в которых люди отбывают наказание, можно только приветствовать стремление государства освободить своих граждан из заключения, или сократить им срок и, тем самым, спасти им жизнь. С другой стороны, меня смущают территориальные рамки этой амнистии. Смысл амнистии в освобождении всех граждан, подпадающих под те или иные законные основания для освобождения. И вдруг в федеральном законе, а амнистия это закон, говорится о том, что государство прощает только тех, кто совершил преступление на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Это похоже на глобус Украины. Непонятно, что делать с теми, кто совершил их на территории Ставропольского края, Северной Осетии или Дагестана. Амнистировать их или нет. Если объявляется амнистия, то она должна действовать на территории всей России.
Грани.Ру, 20.05.2003
Ахмед Закаев
В последние дни представители Российской Федерации обнародовали ряд инициатив в связи с конфликтом в Чечне, в т. ч. законопроект об "амнистии" и план "широкой автономии". Правительство ЧРИ рассматривает эти заявления как пропагандитсткую кампанию, связанную с предстоящими встречами Владимира Путина с президентом США Джорджем Бушем и премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Цель кампании – предоставить своим партнерам основания утверждать перед западным общественным мнением, что положение в Чечне нормализуется и идет процесс политического урегулирования.
Правительство ЧРИ надеется, что западные лидеры не позволят ввести себя в заблуждение и не станут прикрывать своим авторитетом массовые нарушения прав человека, военные преступления и геноцид, продолжающиеся сегодня в Чечне. Мы призываем президента Буша и премьер-министра Блэра не поддаваться пропаганде, а верить фактам:
- Референдум 23 марта был фальсифицирован. "Народное волеизъявление" проводилось под дулами автоматов, в условиях комендатского часа, в отсутствие международного контроля, в атмосфере запугивания и террора.
- Обещанное населению ослабление оккупационного режима, вывод войск, отмена комендатнского часа, упразднение блок-постов оказалось фикцией.
- Зверства федеральных сил на территории Чечни не прекратились, а усилились. Продолжаются зачистки, похищения и карательные операции.
Чеченский народ действительно устал от войны. Но он еще больше устал от оккупации. Пропагандистские заявления и дипломатические формулы не смогут убедить его в искренности государственных лидеров до тех пор, пока с территории Чечни не будут выведены окупационные войска.
Российская армия виновна в массовых преступлениях против человечности, которые по своим абсолютным и относительным масштабам давно превысили преступления режима Милошевича в Косово. Никакие сиюминутные выгоды не смогут оправдать прикрытие этих преступлений перед судом истории. Мы призываем западных лидеров не забывать о своей исторической ответственности, когда они будут приветствовать г-на Путина в Санкт-Петербурге и Лондоне.
Правительство ЧРИ подтверждает свою заинтересованность в переговорах с российской стороной без предварительных условий. В этом оно видит единственную возможность прекратить кровопролитие и начать мирный процесс. Вместе с тем, массовые преступления, совершенные российской армией, сделали невозможным реальное урегулирование без участия третьей стороны. Мы призываем президента Буша и премьер-министра Блэра обсудить с г-ном Путиным возможность введения в Чечню международного миротворческого контингента.
Что касается связи ситуации в Чечне с проблемой международного терроризма, правительство ЧРИ еще раз заявляет: мы не имеем отношения к терактам против гражданского населения, и осуждаем все формы террора, от кого бы они ни исходили. Мы признаем существование на территории ЧРИ маргинальных экстремистских групп, неподконтрольных президенту Масхадову. Эти группы возникают в результате жестоких карательных актов российской военщины. Мы уверены, что сможем положить конец их деятельности, если получим поддержку международной антитеррористической коалиции.
Если же трагедия Чечни будет продолжать замалчиваться международным сообществом, то это лишь вдохновит российскую армию на новые преступления, что в свою очередь усилит влияние экстремистских элементов и увеличит число терророистов-самоубийц в Чечне и за ее пределами. Это также не будет способствовать укреплению позиций Запада среди миллионов людей, для которых права человека и международная законность – не пустой звук. Правительство ЧРИ будет сожалеть о таком развитии событий.
Тамара Морщакова
(О странностях амнистии)
Очень трудно давать юридическую оценку документу, который носит политический характер. Государство действует по принципу «кого хочу, того и милую». Амнистия должна быть всеобщей, она не должна делить людей в зависимости от места их жительства, места совершения преступления или цвета глаз. Иначе государство действует, как родители в семье: сегодня прощаю старшего, завтра - младшего, сегодня – дочь, завтра - сына. Депутаты должны вспомнить, какое толкование амнистии дал в своем постановлении два года назад КС. Иначе амнистия будет выглядеть весьма странно.
Грани.Ру, 21.05.2003