Бойцы вспоминают минувшие деньги
В Замоскворецком столичном суде начался процесс по делу, которое должно бы по своей символичности стать вровень с будановским. Хотя это совсем другое дело, начатое по иным основаниям и заключающее в себе иной назидательный смысл. Короче, 52 омоновца, служивших в Чечне, предъявили иск своему начальству из ГУВД и МВД РФ, обвиняя их в обмане. Ребята честно воевали в далекой горной республике, честно наводили конституционный порядок, честно мочили чехов – а их кинули по деньгам. Обещали выплатить "боевые" – по 26 350 рублей на брата – и не выплатили. Герои ждут обещанного ровно год. Теперь вот судятся с генералами. Исход дела непредсказуем.
Ответчик скуп на комментарии, но, как можно понять из разрозненных сообщений, милицейские чиновники твердо стоят на страже казенных денег. Военно-полевая суть конфликта в том, что количество спецопераций, в которых принимают участие бойцы тех или иных подразделений, определяется на месте руководством регионального оперативного штаба Северо-Кавказского военного округа. А там своя арифметика: ты можешь погибнуть в бою, но если в тот день, по мнению штабистов, никакой войны не было, то и "боевых" тебе не положено. То есть у рядовых омоновцев одна бухгалтерия, а у начальства – другая. Война на бумаге сильно отличается от той, что происходит в реальности. Она дешевле.
Кроме того, в этих бумажных битвах время течет по-своему, со скоротечным юридическим коварством. Согласно закону, подобного рода дискуссии о цене страха и крови приравниваются к "трудовым спорам", в которых срок подачи исковых требований ограничен тремя месяцами. А если в течение этого времени омоновцу морочили голову, обещали завтра же все выяснить и заплатить, он верил, а потом сроки истекли, то обижаться не на кого и судиться не с кем. Такова, во всяком случае, позиция адвокатов, представляющих интересы ответчика в суде. Мол, не исключено, что злопамятные ребята правы, но поезд уже ушел. Эдакая законотворческая загогулина.
Кажется, подобное возможно только у нас. (Только представить себе, что американских спецназовцев погнали из пентагоновской бухгалтерии – да Рамсфелд до конца дней будет побираться на паперти...) Сперва по всей России начальство вербует нищую молодежь в зондеркоманды, потом обкрадывает их, а после заявляет, что войны не было, да и поздно уже о ней вспоминать. Сначала специально подготовленные граждане как бы покупают у государства лицензию на, мягко говоря, наведение конституционного порядка, потом как умеют этот порядок наводят, а после всего государство показывает им дулю и, заметно торопясь, отправляется на поиски новых добровольцев. И так из года в год, из войны в войну, начиная с тех несчастных танкистов, которые сгорели заживо при первом штурме Грозного. И – до бесконечности, до очередного Хасавюрта, до следующего президента, до новых встреч.
А с бесстрастных информационных лент и запальчивых сепаратистских сайтов, как нарочно, в эти же часы поступают свежие новости, которые выглядят как глумливые комментарии к происходящему в зале суда. Оказывается, неделю назад боевики взорвали автобус с федералами и бойцами чеченского ОМОНа – и, судя по растерянной, резко противоречивой реакции Кадырова и официальных российских лиц, все это чистая правда. Как и сообшения правозащитников из ингушского отделения "Мемориала" о том, что после референдума похищения и убийства чеченцев возобновились с прежней свирепостью и ситуация в республике вновь стала совершенно невыносимой. Впрочем, опираясь на те же официальные высказывания, легко предположить, что в эти дни в Чечне тоже ничего особенного не происходило. Скучные мирные будни – "боевые" платить не за что.
...В суде объявлен перерыв.
Статьи по теме
Бойцы вспоминают минувшие деньги
Омоновцы, воевавшие в Чечне, пытаются отсудить у Министерства внутренних дел причитающиеся им "боевые". Ребята почему-то убеждены, что участвовали не в контртеррористической операции, а в самой настоящей войне. Однако милицейское начальство отвергает эти неосновательные претензии и не собирается транжирить казенные средства. Отвлеченный спор о дефинициях пахнет деньгами и кровью. Читайте комментарий Ильи Мильштейна.