Правозащитники обратились к Путину с просьбой перенести референдум по чеченской конституции
Общенациональный комитет "За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике" направил Владимиру Путину открытое обращение, в котором говорится о недопустимости проведения в Чечне в скором времени конституционного референдума.
В документе в частности говорится, что "проведение такого референдума преждевременно, поскольку в Чечне уже в течение трех с половиной лет продолжаются военные действия и столкновения с вооруженной оппозицией, в ходе которых происходят массовые и грубые нарушения прав человека, пытки и убийства мирных граждан и представителей администрации, действуют жесткие ограничения на свободу передвижения граждан Чечни по территории республики и на доступ в Чечню российских и зарубежных представителей независимой прессы, отсутствуют условия для общественно-политической дискуссии и свободного волеизъявления граждан".
Так же авторы обращения заявили, что они поддерживают "позицию докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорда Ф. Джадда, констатировавшего невозможность проведения в марте 2003 г. референдума по конституции Чечни и призвавшего к его переносу".
Как говорится в обращении, "критика плана провести референдум... направлена не на умаление российского суверенитета, а обусловлена целью и стремлением достичь реального политического урегулирования этого чрезвычайного тяжелого конфликта".
Справка
Обращение Общенационального комитета "За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике"
О НЕДОПУСТИМОСТИ ПРОВЕДЕНИИ В ЧЕЧНЕ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕФЕРЕНДУМА И ВЫБОРОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Открытое обращение к Президенту Российской Федерации
Уважаемый господин Президент!
Мы хотим донести до Вас свою крайнюю озабоченность и тревогу в связи с планами провести в марте этого года на территории Чеченской Республики референдум по проекту новой конституции Чеченской Республики, а затем – в конце 2003 года - выборы в различные органы государственной власти Чеченской Республики.
Мы считаем, что проведение такого референдума преждевременно, поскольку в Чечне уже в течение трех с половиной лет продолжаются военные действия и столкновения с вооруженной оппозицией, в ходе которых происходят массовые и грубые нарушения прав человека, пытки и убийства мирных граждан и представителей администрации, действуют жесткие ограничения на свободу передвижения граждан Чечни по территории республики и на доступ в Чечню российских и зарубежных представителей независимой прессы, отсутствуют условия для общественно-политической дискуссии и свободного волеизъявления граждан. Территорию Чечни покинули сотни тысяч ее постоянных жителей – чеченцев, русских, представителей других национальностей, без участия которых в референдуме определять судьбу Республики – недопустимо.
Подготовка к референдуму уже вызвала жесткие меры по возвращению в Чеченскую Республику беженцев, находившихся в Ингушетии, и давление на многие общественные организации, находящиеся на территории Чечни и созданные в соответствии с российским законодательством.
Мы разделяем и поддерживаем позицию докладчика Парламентской Ассамблеи Совета Европы лорда Ф. Джадда, констатировавшего невозможность проведения в марте 2003 г. референдума по конституции Чечни и призвавшего к его переносу. Это же мнение высказывают многие российские и чеченские политические деятели, а также представители и активисты нескольких десятков российских и чеченских общественных организаций, работающих в Чеченской Республике.
Полагаем, что проведение конституционного референдума в Чеченской Республике в марте 2003 г. неизбежно выльется в пародию на свободное волеизъявление граждан, приведет к углублению гражданской конфронтации в Чечне, спровоцирует усиление активности вооруженной оппозиции.
Критикуя намерение провести референдум в Чеченской Республике в марте 2003 г., мы считаем, и неоднократно говорили об этом ранее, что политическое будущее Чеченской Республики вправе определить сам ее народ, и что лучший и наиболее демократический способ для этого – референдум под международным контролем. Но такой референдум может проводиться в Чечне только после заключения соглашения о прекращении огня и согласия представителей всех основных сил чеченского общества (в том числе сторонников Аслана Масхадова, законного избранного в 1997 г. президентом Чеченской республики Ичкерия) признать его результаты. Мы считаем, что участвовать в референдуме по принятию Конституции Чеченской Республики должны иметь возможность не только граждане, живущие в Чечне в настоящее время, но и все граждане, вынужденно покинувшие Чеченскую республику после 1991 г., независимо от места их нынешнего проживания и национальности. К процессу мирного урегулирования, в том числе к процессу организации и проведения референдума обязательно должны быть привлечены международные наблюдатели.
Наша критика плана провести референдум в Чеченской республике в марте 2003 г. - направлена не на умаление российского суверенитета, а обусловлена целью и стремлением достичь реального политического урегулирования этого чрезвычайного тяжелого конфликта.
Невозможно игнорировать тот факт, что проведение любых референдумов в тех условиях, которые в настоящее время фактически существуют в Чечне - "зачистки", блокирование войсками дорог и населенных пунктов, действующий комендантский час - категорически запрещено международными нормами и действующим российским законодательством.
Мы обращаемся к Вам, как главе государства, полагая, что Вы, как и значительное большинство наших сограждан, заинтересованы в прекращении войны в Чечне. Поэтому мы предлагаем Вам немедленно начать реальный процесс мирного урегулирования. Только в контексте такого политического урегулирования военного и гражданского конфликта в Чечне, на его завершающем этапе, можно обеспечить цивилизованное проведение конституционного референдума.
Мы призываем Вас начать переговоры с противоборствующей стороной и отменить мартовский конституционный референдум – во имя сохранения многих тысяч жизней мирных жителей Чеченской Республики и российских солдат.
Члены Российского Общенационального Комитета
"За прекращение войны и установление мира в Чеченской республике":
депутаты Государственной Думы РФ: Ю.А. Рыбаков, С.Н. Юшенков;
Александр Ткаченко, Генеральный секретарь Русского ПЕН-центра;
Зулейхан Багалова, заслуженная артистка РФ, директор Центра "Лам";
Л.Д. Гудков, доктор философских наук;
И.Г. Яковенко, доктор философских наук;
Р.Н. Бадалов, председатель "Чеченского комитета национального спасения";
С.А. Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Л.И. Графова, Форум переселенческих народов
О.П. Орлов, Правозащитный Центр "Мемориал";
Л.А. Пономарeв, Общероссийское движение "За права человека";
Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
Москва, 10 февраля 2003 г.