Родители Эльзы Кунгаевой обжаловали решение суда
Родители Эльзы Кунгаевой в среду обжаловали решение Северо-Кавказского окружного военного суда, вынесенное 31 декабря 2002 года. Об этом агентству ИТАР-ТАСС сообщил адвокат потерпевших Абдулла Хамзаев. По его словам, в кассационной жалобе Кунгаевых говорится, что адвокаты потерпевших "не имели возможности обжаловать список экспертов, назначенных судом для проведения дополнительной психолого-психиатрической экспертизы". Жалоба была отправлена по почте в Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону, откуда вместе с ней дело будет передано в военную коллегию Верховного суда, уточняет "Коммерсант".
Хамзаев сообщил, что в ближайшие два дня и он подаст кассационную жалобу. Адвокат заявил "Коммерсанту", что при рассмотрении дела было допущено много нарушений. Он, в частности, не согласен с составом экспертов, проводивших последнее обследование полковника, и называет их выводы "недопустимым доказательством". В связи с этим Абдулла Хамзаев намерен добиваться нового судебного разбирательства в ином составе судей. "Это судебное разбирательство длится уже почти два года, из них полтора года обследовали подсудимого. При этом вопрос о возмещении имущественного и морального вреда остался нерешенным. Суд предложил потерпевшим решить его в порядке гражданского судопроизводства, то есть подать иск в районный суд и с учетом российской судебной практики провести в судах еще минимум года полтора. Эта волокита дает семье Кунгаевых право в обход российских инстанций подать иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, что мы и сделаем", - заявил адвокат. Новый иск будет подан не против полковника Буданова, а против воинской части, в которой он служил, то есть против российского государства.
31 декабря суд признал Юрия Буданова невменяемым в момент совершения убийства на основании данных нескольких психолого-психиатрических экспертиз. Суд постановил, что полковник не может быть признан виновным в похищении и убийстве Эльзы Кунгаевой, а также в превышении должностных полномочий, и направил Буданова на принудительное лечение в специализированное психиатрическое учреждение.
Одновременно суд вынес частное определение в адрес руководства Минобороны, потребовав обратить внимание на психическое состояние военнослужащих, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.
Комментарий
По пути обжалования решения суда, снявшего с полковника Буданова ответственность за убийство Эльзы Кунгаевой, пошли только ее родители и их адвокат. Гособвинитель, только что требовавший для Буданова 12 лет лишения свободы, с дистанции сошел. Лишнее подтверждение того, что судьба полковника решалась не на заседании военного суда СКВО, а в более высоких палатах, где и суд, и прокуратура - все молчи. Поэтому военная коллегия Верховного суда РФ - формальная инстанция на пути к Европейскому суду в Страсбурге. Хотя, казалось бы, в интересах российского государства уж такой-то сор из избы не выносить. Почти два года вся Россия вникала в подробности того, как доблестный танкист расправился с восемнадцатилетней девушкой, как надругались над ней (то ли живой, то ли мертвой), как врали и изворачивались власти и их подручные, как военное правосудие, распустив над Будановым крыла, оберегало его от законного наказания. Теперь все это национальное позорище выплеснется на головы европейцев. Да если в военной коллегии сидят люди, озабоченные престижем государства, то они должны сделать все, чтобы удовлетворить законные требования несчастной семьи Кунгаевых. Судя по словам Абдуллы Хамзаева, в Страсбург он собирается прежде всего потому, что ущемлены материальные права его подзащитных. О заслуженной каре убийце Хамзатов уже не говорит - ясно, что в сегодняшней России такие, как Буданов, ненаказуемы. Но государство даже не пожелало хотя бы как-то признать ответственность за своего невменяемого полковника перед родителями Эльзы. А это уже просто свинство. Если Страсбургский суд займется этим делом, то на скамье подсудимых окажется уже вся Россия с ее нынешними порядками, правосудием и моралью.
Дословно
Джабраил Гакаев
Двухлетняя волокита с ситуацией, когда обстоятельства уголовного дела были ясны абсолютно всем, противоречащие друг другу экспертизы, болельщики обвиняемого, требующие его освобождения и организующие пикеты в его защиту -все это свидетельство того, что больна не только наша судебная система, но и общество.
Интерфакс, 31.12.2002
Олег Миронов
Если у нас психически ненормальные, невменяемые люди командуют полками, руководят боевыми действиями, ведущимися на территории Чеченской Республики, то это вызывает серьезные вопросы, касающиеся формирования нашего офицерского корпуса, способностью адекватно оценивать ситуацию в Чечне. Это очень тревожный симптом, который заставляет задуматься о реформировании нашей армии, о поиске политического решения чеченской проблемы.
"Эхо Москвы", 31.12.2002
Саламбек Маигов
Освобождение полковника Буданова, безусловного убийцы и насильника, – это факт, который свидетельствует о том, что чеченцы сегодня не имеют права, возможностей претендовать на обеспечение своих конституционных прав.
"Эхо Москвы", 31.12.2002
Статьи по теме
Психическая оборона
История душевной болезни Юрия Буданова пишется в соответствии с ходом истории отечественной и мировой. Пока была необходимость приукрасить чеченскую войну в глазах Запада, насильник и убийца дожидался в тюрьме справедливого суда. После 11 сентября специалисты заподозрили у сражавшегося с международным терроризмом российского полковника признаки временного помешательства. Окончательно свел Буданова с ума "Норд-Ост".
Тот, который не душил
Тот Буданов, который душил, пребывал в невменяемом состоянии и за свои действия отвечать не может. А тот, который томится и требует очистить зал от журналистов и своих адвокатов, тем более не несет ответственности за преступление сумасшедшего Буданова.
Абдулла Хамзаев против России
"Мы же знаем нашего генпрокурора, - комментировал адвокат Хамзаев внезапное пожелание Владимира Устинова опротестовать приговор Буданову в случае его вынесения в полном соответствии с судебно-психиатрической экспертизой имени Сербского. - Ведь так просто он бы такую инициативу не проявил - стало быть, что-то изменилось".