Чупалаева приговорили к 16 годам
В понедельник суд Пятигорска приговорил бывшего начальника штаба чеченских боевиков Саид-Магомеда Чупалаева к 16 годам заключения, сообщает РИА "Новости".
45-летний Чупалаев, известный под кличкой Титаник, признан виновным по всем пунктам обвинения, среди которых участие в незаконных вооруженных формированиях, незаконное ношение оружия и участие в вооруженном мятеже.
Уроженец селения Алхазурово Урус-Мартановского района Чечни, Титаник в первую чеченскую кампанию занимал ответственную должность в штабе боевиков и командовал диверсионно-разведывательным батальоном. В августе 1996 года Чупалаев занимал должность начальника штаба боевиков и руководил операцией "Джихад", в результате которой был захвачен Грозный.
Комментарий
Насколько можно судить по сообщениям информационных агентств, Саид-Магомед Чупалаев осужден за участие в первой чеченской войне 1994-1996 годов. В числе пунктов обвинения против бывшего полевого командира указаны совершенные в этот период деяния, подпадающие под объявленную Госдумой в 1997 году амнистию. Аналогия с процессами по делам Радуева и Темирбулатова тут если и есть, то неполная: эти два боевика были осуждены за преступления (захват заложников, убийство), на которые амнистия не распространяется. По-видимому, приговор по делу Чупалаева означает, что российская власть фактически берет назад амнистию 5-летней давности. В правовом отношении это, конечно, смелый шаг. Однако вряд ли он вызовет возмущение в российском обществе - контртеррористическая операция все спишет.
Дословно
Виктор Похмелкин
(Об осуждении Саид-Магомеда Чупалаева)
Конечно, это очень серьезный, опасный прецедент. На мой взгляд, постановление об амнистии, нравится оно кому-то или не нравится, исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за те преступления на которые распространяется амнистия. К сожалению, я не знаком с делом Чупалаева до деталей, поэтому не могу сказать, были ли обстоятельства, позволяющие вывести это дело из под амнистии. Если же таких обстоятельств нет, то это грубейшее нарушение законодательства, в том числе и норм Конституции.
Александр Черкасов
(Об осуждении Саид-Магомеда Чупалаева)
Всех подробностей дела я не знаю, но у меня от него странное впечатление - по крайней мере, от тех материалов, которые по этому делу распространяются. Чупалаева называли начальником штаба чеченских вооруженных формирований в первую войну (а в первую войну, насколько я понимаю, начальником штаба скорее был Масхадов), при этом говорилось, что Чупалаев планировал захват Грозного в 1996 году. Другое дело, что его называли начальником штаба генерала Дудаева, а это несколько иной ранг. Если речь идет об участии и создании вооруженных формирований в первую чеченскую войну, а не о конкретных тяжких преступлениях, то все покрывается амнистиями 1997 и 1999 годов.
Если мы вспомним ряд обвинений, предъявленных, например, Ахмеду Закаеву, то их большая часть касается именно первой войны в Чечне и - по крайней мере в большей части - покрывается амнистией.
Грани.Ру, 25.11.2002
Сергей Вицин
(Об осуждении Саид-Магомеда Чупалаева)
Я пока еще не видел приговора, но я убежден, что любой сколько-нибудь квалифицированный судья, конечно, не включит в приговор те преступления, которые совершены до амнистии. Он сможет их указать, но затем привести данные об этой амнистии и сказать, что это в приговор не входит, а обвиняется Чупалаев и наказан он за совсем другие преступления. Кроме того, существуют так называемые длящиеся преступления, которые не покрываются амнистией. И я не могу себе представить, чтобы квалифицированные судьи Ставропольского краевого суда включили в приговор те факты, которые имели место до амнистии.
Грани.Ру, 25.11.2002
Статьи по теме
Уцененная амнистия
В Пятигорске вскоре будет вынесен приговор чеченскому военачальнику Саиду-Магомеду Чупалаеву. Если суд прислушается к доводам обвинения, ему могут навесить 17 лет строгого режима. Между тем судят Чупалаева за грехи первой чеченской кампании, которые в 1997 году государство отпустило ему и другим боевикам. Этим процессом Москва, похоже, хочет известить всех сподвижников Масхадова – амнистия не про них.