Пропавший в Москве сын полевого командира обнаружен в Чечне
Пропавший в Москве сын полевого командира Масхуд Абдуллаев, возможно, находится в Чечне. Его мать Сацита, которая сейчас живет в Баку, сообщила "Эху Москвы", что видела его в эфире грозненского телевидения. По словам Абдуллаевой, ее сын обратился к отцу - Супьяну Абдуллаеву, одному из лидеров подполья, - с призывом отказаться от борьбы и сдаться. Она добавила, что Масхуд "стоял прямо", на лице она синяков и царапин не заметила, но она не исключает, что его могли избивать.
Масхуд Абдуллаев был депортирован из Египта в связи с обвинениями в нарушении визового режима. В Египте он находился, так как является студентом Каирского университета. Его мать постоянно проживает в Баку, и они оба обладают статусом беженцев. 19 июня Абдуллаева самолетом отправили в Москву. В аэропорту "Домодедово" его задержали для допроса пограничники. С тех пор его никто больше не видел. В погранслужбе представителям движения "За права человека" заявили, что Абдуллаева после беседы отпустили. После этого правозащитники подали в погранслужбу официальный запрос о местонахождении Абдуллаева.
В эфире "Эха Москвы" Сацита Абдуллаева высказала предположение, что ее сына вывезли в Чечню и пытаются через него оказать давление на его отца. Она заявила, что давно развелась с мужем, Масхуд с отцом не общается и никак не связан с его деятельностью.
Супьян Абдуллаев считается заместителем лидера боевиков Доку Умарова.
В международной правозащитной организации Amnesty International опасаются, что Масхуду Абдуллаеву грозят пытки и другие виды жестокого обращения. Правозащитники считают, что жизнь молодого человека находится под угрозой.
Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Усам Байсаев в интервью "Кавказскому узлу" высказал предположение, что Масхуда Абдуллаева могли захватить сотрудники ФСБ России, чтобы через сына оказать давление на отца. С его мнением согласен Асламбек Апаев, эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу. Источник "Кавказского узла" в окружении семьи Ямадаевых предположил, что к похищению Масхуда Абдуллаева в Москве могут быть причастны люди президента Чечни Рамзана Кадырова. "По моему мнению, к похищению Масхуда Абдуллаева в Москве могли быть причастны люди из окружения Рамзана Кадырова. Российским спецслужбам сын одного из руководителей боевиков, по большому счету, не нужен. Насколько я знаю, он уже около девяти или десяти лет не встречался со своим отцом и ничего о нем рассказать не может. Другое дело "кадыровцы", - заявил в этой связи близкий знакомый Ямадаевых, пожелавший не указывать своего имени.
Справка
Из заявления правозащитного центра "Мемориал"
Правозащитный центр "Мемориал" резко осуждает деятельность Супьяна Абдуллаева и террористическую практику в целом, однако считает, что задержание родственников боевиков для оказания давления на самих боевиков - абсолютно неприемлемый способ борьбы с терроризмом.
Справка
Похищение Абдуллаева: запрос в погранслужбу
аэропорта Домодедово г.Москвы
(копия — в ФСБ РФ)
от эксперта общественной организации
"Движение за права человека"
Санниковой Елены Никитичны
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу Вас разыскать пропавшего без вести в зоне погранконтроля аэропорта Домодедово студента учебного заведения Каира Масхуда Абдуллаева.
19 июня 2009 ко мне как сотруднику правозащитной организации позвонила проживающая в Баку женщина по имени Сацита с просьбой встретить в аэропорту Домодедово ее сына Масхуда Абдуллаева. Женщина пояснила, что ее сын с 12-летнего возраста проживал в Баку, куда она с малолетними детьми осенью 1999 года бежала от военных действий из Чечни. В Баку она и ее дети получили статус беженцев и с тех пор безвыездно проживают там. Ее сын Масхуд окончил школу в Баку и поехал учиться в Египет, поскольку семья у Сациты малообеспеченная, а в Каире учиться дешевле. Три недели назад ее сын вместе с другими студентами был задержан властями Каира якобы за неправильно оформленные документы. Сацита пояснила, что студенческая виза у Масхуда заканчивалась, но он подал документы на ее продление в соответствии с законами Египта. Она также пояснила, что пыталась добиться, чтобы ее сына интернировали в Баку, однако 19 июня в середине дня его посадили в самолет, вылетающий в Москву. Сацита попросила меня встретить ее сына, поскольку, во-первых, у него в Москве никого нет и он в Москве не ориентируется, а во-вторых, она опасается, что к нему могут придраться в связи с деятельностью его отца. Она также пояснила, что с отцом Масхуда она давно развелась, у него другая семья, сын ничего не знает об отце, никакого отношения к его деятельности не имеет. Она сообщила мне, что очень волнуется за сына. Сын звонил ей из Каира в момент посадки на рейс и просил, чтобы она не волновалась.
Я приехала в аэропорт к моменту прилета рейса из Каира в 17-25, однако Масхуда Абдуллаева на выходе не нашла. Позднее, в 21-30 в зал из выхода международных авиалиний вышел молодой человек по имени Ахмед, который учился вместе с Масхудом Абдуллаевым, вместе с ним был задержан властями Египта и вместе с ним летел из Каира этим же авиарейсом. Он сообщил, что они вместе с Масхудом сошли с трапа самолета и вошли в зону погранконтроля, после чего его, Ахмеда, пограничники увели для беседы и с тех пор он Масхуда не видел. Однако он выразил надежду, что Масхуда тоже скоро отпустят.
Однако Масхуд не выходил. Я позвонила пограничникам по телефону, полученному у стойки информации аэропорта, и мне сообщили, что Масхуд находится у них, с ним беседуют, но скоро отпустят. В начале первого ночи мне по этому же телефону сообщили, что Масхуда Абдуллаева у них уже нет и что он, скорее всего, приходит таможенный контроль. Однако прошло еще несколько часов, но Масхуд Абдуллаев так и не вышел.
Сегодня, 22 июня, мне опять позвонила из Баку мама Масхуда и сказала, что если бы ее сын был на свободе, он бы давно уже ей позвонил. Но он пропал без вести.
Я прошу Вас сообщить, куда мог пропасть из зоны погранконтроля аэропорта Домоделова студент Масхуд Абдуллаев. Если он был передан каким-либо силовым структурам, прошу сообщить, кому он был передан и где его искать. Я прошу отнестись с уважением к праву матери знать местонахождение ее сына.
С уважением,
Санникова Е.Н.
Дословно
Асламбек Апаев
Похищение, а в том, что это было именно похищение, я лично не сомневаюсь, в аэропорту "Домодедово" в Москве Масхуда Абудуллаева, является полнейшим произволом, вопиющим фактом насилия и открытой демонстрацией абсолютного игнорирования силовыми структурами элементарных законов и норм права. За похищением Абдуллаева могут стоять только сотрудники российских спецслужб
Я не понимаю, как можно говорить о том, что у нас в стране демократия, торжество Закона и Конституции, если происходят подобные вещи? Тот факт, что Масхуд Абдуллаев является сыном одного из командиров боевиков, вовсе не означает, что он должен отвечать за действия отца. Как я понял, Масхуд Абдуллаев уехал из Чечни девять лет назад, то есть в возрасте 13 лет. Он не был ни боевиком, ни пособником, и его единственная вина заключается в том, что у него "неправильный родитель". Такие действия силовиков играют только на руку боевикам. Необходимо как можно скорее установить дальнейшую судьбу Масхуда Абдуллаева и добиться его освобождения.
"Кавказский узел", 29.06.2009
Усам Байсаев
В московском аэропорту "Домодедово" работают определенные структуры. Это таможня и пограничники, а погранслужба России является составной частью ФСБ. Кто стоит за исчезновением Масхуда Абдуллаева, думаю, совершенно понятно. И сделано это для того, чтобы оказать давление на его отца, который является то ли "правой рукой", то ли преемником Доку Умарова. Это старый испытанный метод российских спецслужб, начиная еще с царских времен. Правда, тогда это называлось "взятием аманатов".
Российские спецслужбы широко применяли захват в заложники родственников боевиков, как в первую, так и во вторую военную кампанию в республике. И то, что произошло в "Домодедово" с Масхудом Абдуллаевым, является логическим продолжением старой традиции российских и советских спецслужб.
"Кавказский узел", 29.06.2009
Сацита Абдуллаева
Я лично видела передачу из Грозного и записала ее на диск. Я рада, что он жив и здоров. Как он мог со мной связаться, не знаю, у него ведь не было российского телефонного номера. Но все, что он сказал в передаче – правда: то, что с 12 лет живет в Баку, что не собирался ехать в Чечню, что в Египте учился.
Газета.ру, 30.06.2009