статья Генералы короткой скамейки

Александр Плотников, 06.09.2002
Владимир Молтенской. Фото с сайта www.lenta.ru

Владимир Молтенской. Фото с сайта www.lenta.ru

"Стажировка" на посту командующего ОГВ в Чечне генералу Сергею Макарову не удалась. Он уступил место Владимиру Молтенскому, вернувшемуся из отпуска. Месяц назад предполагалось, что свежеиспеченный генерал-полковник (Молтенской стал им перед самым отпуском) сразу же после отдыха направится в Москву, чтобы получить более высокое назначение. Да и Макаров, устраивая для подчиненных отвальную (в Чечню он отправился с поста командующего 20-й армии), уже примерялся к ОГВ всерьез и надолго. Однако пятидесятилетнему генералу придется отложить амбициозные планы.

Формально у Макарова все в порядке. Никаких выговоров в его учетную карточку не занесено. Но в штабе ОГВ уверены: Макаров поплатился за Ми-26. 119 жертв - это уже больше, чем погибших на "Курске". Не заметить такую катастрофу Москва просто не могла. Правда, опять же формально, Макарова в черном списке прямых виновников катастрофы нет (хотя "игла" была пущена как бы в насмешку над командующим, прямо у него под носом, рядом со штабом ОГВ в Ханкале). Список этот возглавил командующий армейской авиацией Виталий Павлов. На днях министр обороны Сергей Иванов завизировал указ президента об отставке Павлова - бумага пошла в Кремль на высочайшую подпись. К слову сказать, Павлов сам вертолетчик. И "Звезду Героя" получил как раз за то, что его полк в Афгане нес минимальные потери (один вертолет за три года). Но Чечня не Афганистан. Здесь все оказалось покруче.

Лишний раз понял это, надо полагать, и Сергей Макаров.

Вообще наказание больших начальников в Чечне не практикуется. Считается, видимо, что должность командующего ОГВ такая "собачья", что при желании с нее можно снимать хоть каждый день. Собственно, за все время последней войны никто из командующих группировкой не потерял ни должность, ни тем более погоны за провалы боевых операций, за сбитые вертолеты и самолеты, за - совсем уж фантастика - преступления военных против мирного населения. Как бы не складывались дела на театре военных действий в Чечне, командующие ОГВ уходили исключительно вверх (не в печальном, конечно, смысле, а исключительно в хорошем - вверх по карьерной лестнице).

Тот же Макаров, будучи командующим Восточным направлением, ничем не поплатился за гибель 6-й роты (84 десантника погибли в окружении, так и не дождавшись подмоги). А между тем именно он в ответ на отчаянную просьбу командира полка разрешить отступление роты (когда это еще было возможно) ответил категорическим "нет". Вряд ли и погибший Ми-26 сыграет роковую роль в дальнейшем продвижении генерала. В России, как и в Советском Союзе, за боевые потери, какими бы ужасными они ни были, военачальников не наказывают - на войне, как на войне.

Такими генералами, как Макаров, "не разбрасываются" (путинское выражение по адресу генералов чеченской войны). За короткое свое пребывание во главе федералов в Чечне Сергей Макаров запомнился россиянам по своему решительному заявлению, что в случае необходимости готов выполнить приказ Родины и на грузинской земле. В более узком кругу своих подчиненных и кадыровской администрации генерал запомнится как противник сокращения группировки и даже самих разговоров о каком бы то ни было выводе войск из республики.

Сам по себе генерал наверняка пришелся ко двору Кремлю, настроенному на зачистку Чечни до победного конца. У Граней.Ру есть сведения о принципиальном решении Москвы не трогать ОГВ до середины следующего года. И это при том что глава администрации республики чуть ли не каждый день говорит о необходимости вывода войск.

Судя по тому, что отработавшему в Чечне свой срок Молтенскому вновь пришлось вернуться в Ханкалу, можно сделать вывод: у Минобороны "скамейка запасных", откуда можно было бы бросать кадры на Чечню, весьма коротка. Макаров же "чеченец"-ветеран. Он начинал здесь командиром мотострелковой бригады еще в первую кампанию. Словом, надежный кадр.

А вот что касается Молтенского, то у Москвы были основания задуматься над его надежностью. Все помнят, как он сравнил федералов, проводивших зачистки, с Мамаем, как он братался с правозащитниками. Молтенской - в отличие от Макарова - поддерживает и кадыровские чаяния о скорейшем выводе войск. Этакий либерал в лампасах. В Кремле таких нынче не любят. И, говорят, что Молтенской уже давно в опале у министра обороны Сергея Иванова. Однако же факт остается фактом - генерал снова командует войсками в Чечне.

Скорее всего, либерализм Молтенского сильно преувеличен журналистами (на фоне шамановых-трошевых не мудрено и преувеличить). Это с одной стороны. С другой, опальных зачастую бросают туда, где предстоит грязная работа (хотя в Чечне другой работы для федералов и нет). И Молтенской отправится из Ханкалы лишь после того, как эта работа будет сделана. Тоже вариант.

В любом случае Макаров отправился в Ростов-на-Дону под начало к командующему СКВО Геннадию Трошеву (и дальше стажироваться под руководством бывалого усмирителя Чечни), а Молтенской со свежими силами продолжает руководить Объединенной группировкой войск.

Командующие ОГВ в Чечне (справка Граней.Ру)
ИНФОРМБЮРО:
Катастрофа Ми-26 под Ханкалой
Чечня

Александр Плотников, 06.09.2002