Взаимное непротивление умов
Приговор - вершина, развязка, итоговый счет на табло. Его оглашение, которое может длиться часами, кажется формальностью бессмысленной и раздражающей, потому что оттягивает главное, ради чего, собственно говоря, и собрались: ну так сколько? На полную катушку или учитывая там всякие чистосердечные признания...
С Радуевым все немного не так. То есть развязка, конечно, интересна - действительно пожизненно, как обещали? Сам Радуев со своими деяниями уже давно неинтересен, он в сущности и так живой покойник, разлагающаяся материя, у любого нормального человека ничего, кроме липкой брезгливости, не вызывающая.
Он, впрочем, и вел себя на процессе по законам агонизирующей биомассы. Он и впрямь был похож на подсудимого, которому пытаются припаять незаконное хранение оружия, а он только уныло настаивает - нет, это ваши суки-опера подкинули. Нет, время от времени он вспоминал, что судить его надо с учетом политической обстановки, но тут же отказывался от некогда присвоенных себе лавров полководца, валя все на мертвых и при жизни презиравших Радуева не меньше, чем зрители в махачкалинском СИЗО.
И ведь странно - это как раз было правдой, и Хункарпаша Исрапилов, погибший при выходе из Грозного уже в этой войне, и Турпал-Али Атгериев, получивший вместе с Радуевым свои 15 лет, на самом деле отстраняли Радуева от руководства выходом из Первомайского за абсолютной воинской ненадобностью "командира". Атгериев, глава масхадовской администрации, который при ином раскладе вполне мог заменить Закаева в VIP-зале "Шереметьево-2" на переговорах с Казанцевым, отнесся к судебному делу со всей серьезностью и горской страстью, защите по-радуевски предпочел роль Димитрова. На этом фоне Радуев очень помог всем заинтересованным лицам превратить суд в то, чем он и должен был стать: скучнейший фарс.
Состязательность сторон была обеспечена в высшей степени, и в первую очередь благодаря генпрокурору: несмотря ни на какие личностные особенности главного подсудимого, интеллектуальные силы представлялись примерно равными. Даже при том, что, как поправляют журналистов в Росинформцентре, речь идет не о войне, а о контртеррористической операции, обвинения в ношении оружия - это сегодня-то и в Чечне - и участии в вооруженных формированиях звучат анекдотически. Это на пожизненное никак не тянет.
Идиотскую славу человека с титановой пластиной в голове к делу, казалось бы, не пришьешь. Но нет - шьется все, и цвет ниток никого не интересует. Из пятигорской тюрьмы извлекается Фатима Таймасханова, вспомнившая новые подробности своего участия во взрыве на пятигорском вокзале. Правда, сам Радуев в этих подробностях непосредственно не фигурирует, а его помощник, передававший ей радуевские инструкции, давно в могиле. Но это, как и в случае с убитым Исрапиловым, опять же на пользу, только теперь обвинению.
То есть взрыв в Пятигорске организовал опять же Радуев. Суд достиг логической кульминации: когда-то Таймасханову осудили за ее связь с Радуевым, ничего по части взрыва не доказав, а теперь она дала показания против него. В результате по доказательной части в сухом остатке ничего, кроме полоумной радуевской славы, не остается. В общем, терроризм доказан. Что еще?
Самое интересное - то, с чего все, собственно говоря, и началось: Кизляр и Первомайское. Здесь материя была особо тонкая. И не только потому, что, повторимся, не найти на свете такого вооруженного формирования, которое бы доверило руководство собой Радуеву. Речь-то шла о массовых убийствах, и здесь подробностей следовало ждать не столько от подсудимых, сколько от тех, кто так и не стал даже свидетелем: Барсукова и Куликова. Подробностей, понятное дело, не последовало. Поэтому вполне достаточно показаний жителей Первомайского и Кизляра, которые деликатно прерывались в тот момент, когда речь заходила о точечных ударах из установок "Град" (так однажды по другому поводу, но тоже в связи с Чечней высказался бывший главный спецпропагандист Зданович). Откуда у боевиков взялись вертолеты и тяжелая артиллерия, из которых только и можно было так разбомбить Первомайское, суд также не прояснил.
Это, впрочем, в его задачу и не входило. Так что дело вовсе не сроках, указанных в приговоре, а в окончательных формулировках, которые и должны запомниться. Долой сомнения, терроризм существует - значит, все, что было и, если потребуется, снова будет, не зря. А про самого Радуева можно забыть. И чем скорее, тем лучше. А то все-таки как-то неудобно перед всем белым светом, что никого другого для показательного процесса генпрокурор Устинов так и не нашел. А вместе с Радуевым теперь окончательно забудут и самих уцелевших жителей Первомайского. Они, как Радуев, больше не нужны.
Наседка для Атгериева - Грани.Ру, 25.12.2001
ИНФОРМБЮРО: Суд над Радуевым
Приговор заказан - "Известия", 26.12.2001
Статьи по теме
Взаимное непротивление умов
Самое интересное - то, с чего все, собственно говоря, и началось: Кизляр и Первомайское. Речь-то шла о массовых убийствах, и здесь подробностей следовало ждать не столько от подсудимых Радуева и Атгериева, сколько от тех, кто так и не стал даже свидетелем: Барсукова и Куликова. Подробностей, понятное дело, не последовало. Поэтому вполне достаточно показаний жителей Первомайского и Кизляра, которые деликатно прерывались в тот момент, когда речь заходила о точечных ударах из установок "Град".