Разоружение от успехов
Сенсационная весть о мирных переговорах между Казанцевым и Закаевым, прожив полдня и скончавшись в сумерках, была образцовым слепком с чеченских будней. Относительный мир при свете дня и ночные выстрелы - картина знакомая. За две войны этот сюжет даже как-то приелся.
Впрочем, уже сама новость в изложении президентского полпреда Виктора Казанцева вызывала осторожное недоверие. И дело тут было не в сообщении о долгожданных переговорах, к чему президент Масхадов безуспешно призывает президента Путина еще с прошлого тысячелетия, а в неких нюансах. В деталях, где с подствольным гранатометом кроется дьявол. Короче, смущал стиль.
По словам Казанцева, ему позвонил бывший вице-премьер Чечни Ахмед Закаев и попросил "организовать встречу в Москве". Повестка дня объявлялась такая: "обсуждение вопроса о порядке разоружения боевиков в Чечне и их вхождении в мирную жизнь". Причем Масхадов с Закаевым согласились на эту встречу и эту повестку не с кондачка, а "после долгих колебаний и согласований".
Тут рисовалась такая сцена. Темный лес в горной местности. Одинокий костер, два бородача в папахах. Холод собачий, догорающая зола. Где-то невдалеке одерживает очередную победу бурятский ОМОН. "Надо разоружаться, Аслан", - настойчиво убеждает подчиненный. "Не хочу, Ахмед", - бормочет начальник. И, после долгой паузы и бесконечных согласований по спутниковому телефону, восклицает с отчаяньем: "А, пропади оно все пропадом! Входим в мирную жизнь. Разоружаемся, звони Казанцеву..."
Сцена не убеждала. "Не верю", - как вскричал бы Ястржембский. Оттого как только (ближе к ночи, голосом радио "Свобода") высказался, наконец, Закаев и заявил, что ни о каком разоружении речи быть не может, что договорились они с Казанцевым о встрече без предварительных условий, - сразу все встало на свои места. Полпред слегка ошибся: помехи на линии, плохая слышимость, разоружение от успехов. Если встреча и состоится, пусть даже в Москве, о сдаче стволов чеченский гость будет говорить в последнюю очередь. И без особого интереса.
Между тем потребность в переговорах сегодня уже обоюдная и самая настоятельная. Как ни странно, эта ситуация ясно обозначилась сразу после 11 сентября и знаменитого трехдневного ультиматума Путина, когда телерепортеры безуспешно искали по всей Чечне граждан, слышавших про ультиматум, а федеральная власть при поддержке местной администрации собирала в республике свой "Essential Harvest" и насчитала семь штук сданных стволов. Многие обозреватели тогда гадали, какими лютыми зачистками обернется путинский ультиматум, и не угадали: ничего особенного в те дни, да и после в Ичкерии не произошло. Сроки ультиматума были отложены, а потом про них забыли даже те, кто их назначал. И тогда вдруг выяснилось, что Кремль, смертельно уставший от Чечни, просто пытался воспользоваться американской трагедией для принуждения боевиков к миру. Пугал, но не столько со злобы, сколько от безысходности. Однако чеченцы опять не испугались. По тем же причинам, из-за той же безысходности...
Закаев с Казанцевым вряд ли встретятся в объявленные полторы недели, но даже если и увидятся, и поговорят - ничего это пока не изменит. Слишком бесконечен тупик, в который упираются сегодня любые переговоры о мире. Слишком много отморозков бродит ныне по Чечне - нерусских и русских. Слишком мала власть у Масхадова. Слишком афористично откликается на любые слухи о подобных переговорах тов. Кадыров, для которого легитимный Масхадов - вечное напоминание о собственном странноватом статусе. Слишком корежит федералов при слове "Хасавюрт". Слишком многое у президента РФ связано с Чечней: предвыборный пиар, убеждения, репутация и самое дорогое - рейтинг.
Но, в сущности, почему бы не встретиться и не поговорить? Для власти российской это если и не передышка, то хотя бы ее имитация в глазах очень сильно уставшего от бойни электората. Для чеченских сепаратистов такая пауза тоже не во вред: впереди зима, плохое для войны время. Им бы день перестоять... А там опять зацветет "зеленка".
Народ к Хасавюрту собрался - Грани.Ру, 25.10.2001
Дословно
Ахмед Закаев
(По поводу сообщений о том, что достигнута договоренность о разоружении чеченских боевиков)
Данные сообщения российских СМИ носят провокационный характер. В свете заявления Путина от 24 сентября о начале политического диалога президент ЧРИ Аслан Масхадов уполномочил меня вести работу по подготовке переговорного процесса воюющих сторон. Разоружение бойцов чеченского сопротивления не может являться условием начала переговорного процесса. Данный вопрос в ходе контактов с Казанцевым, естественно, даже не обсуждался. Подобные безответственные сообщения ставят под угрозу переговорный процесс и не соответствуют реальным интересам ни ЧРИ, ни России
Чеченпресс, 24.10.2001
Статьи по теме
Разоружение от успехов
Потребность в переговорах сегодня уже обоюдная и самая настоятельная. Как ни странно, эта ситуация ясно обозначилась сразу после 11 сентября и знаменитого трехдневного ультиматума Путина. Тогда вдруг выяснилось, что Кремль, смертельно уставший от Чечни, просто пытался воспользоваться американской трагедией для принуждения боевиков к миру.