статья Америка хочет отделить овец от козлищ

Владимир Абаринов, 27.09.2001
Ари Фляйшер. Фото Reuters

Ари Фляйшер. Фото Reuters

Должностные лица администрации США дружно разразились вчера подробными заявлениями относительно ситуации в Чечне. Первым сделал это пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер. В ходе своего регулярного брифинга он потребовал от чеченских лидеров положить конец "международному террористическому присутствию" на территории республики. "Чеченское руководство, - сказал он, - как любые ответственные лидеры в мире, должно немедленно и без всяких условий разорвать все контакты с международными террористическими группировками, такими, как организация бен Ладена "Аль-Кайда".

Поскольку минутой раньше он от лица президента Буша выразил признательность президенту Путину за решение предоставить авиации США и их союзников гуманитарные воздушные коридоры, журналисты мигом заподозрили сделку, причем вполне готовы были признать ее разумность. Эти подозрения Фляйшер не подтвердил. По его словам, позиция США по поводу чеченского конфликта не претерпела никаких изменений: как прежде, так и теперь в Вашингтоне полагают, что "единственное решение в Чечне - это решение политическое". Пресс-секретарь назвал "обнадеживающим знаком" ответ Аслана Масхадова на заявление Владимира Путина. Обращает на себя внимание, что Белый дом воспринимает "чеченское руководство" как легитимное правительство Чечни: в противном случае Фляйшер не сравнивал бы его с ответственными мировыми лидерами.

Довольно серьезным событием, однако, можно считать официальное признание наличия террористов на чеченской территории - этот факт, сказал Фляйшер, у администрации сомнений не вызывает. До сих пор американцы говорили об этом лишь предположительно. С аптекарской точностью были отмерены Фляйшером и комплименты по адресу России. Россия, сказал он, "способна внести важный вклад в общую борьбу с международным терроризмом и в то же время продемонстрировать, что она уважает суверенитет и независимость своих соседей". Наконец, когда его спросили, а почему США, получив от Москвы такой подарок, продолжают твердить о необходимости политического решения и о нарушениях прав человека в Чечне, Фляйшер ответил, что Вашингтон предпринимает свои силовые акции практически с единственной целью - восстановить уважение к правам человека в конфликтном регионе - и всегда стремится свести к минимуму потери среди гражданского населения.

Представитель Госдепартамента Ричард Баучер отчасти повторил, отчасти развил и уточнил формулировки Фляйшера, касающиеся и террористов, и предпосылок мирного диалога. "Мы видим и ответ чеченской стороны, - заявил Баучер. - А именно, заявление г-на Масхадова о том, что он направляет своего посланца для встречи с представителем президента Путина на Северном Кавказе. Мы приветствуем его готовность вступить в диалог с Россией. Как-никак это первые позитивные шаги за многие месяцы этого конфликта. Мы верим в то, что президент Путин сделал искреннее предложение чеченской стороне. Мы надеемся, что быстрый ответ г-на Масхадова демонстрирует и его искреннее стремление работать ради установления прочного мира в этом регионе". Когда очередной вопрошающий указал Баучеру на разночтения между его высказываниями и докладом Госдепартамента о международном терроризме в 2000 году, дипломат нисколько не смутился и объяснил, что разночтения эти мнимые, а потому суждения репортеров вряд ли основательны.

В самом деле. В докладе имеется несколько упоминаний "международных снабженческих сетей, поддерживающих боевиков в Чечне", "международных моджахедов" применительно к боевым действиям в Чечне и "преступных банд", захватывающих заложников с целью получения выкупа. Тем не менее о присутствии в Чечне "Аль-Кайды" в докладе речи нет, хотя в приватных беседах эксперты правительства США говорят об этом давно.

Отчасти в этом виновата российская сторона, до недавних пор не придававшая значения сообщениям о взаимодействии бен Ладена с отдельными чеченскими командирами, видимо, полагая их не слишком выигрышными с пропагандистской точки зрения. Когда в октябре 1999 года Вашингтон посетил Владимир Рушайло, в то время министр внутренних дел России, он говорил директору ФБР, министру юстиции и госсекретарю США о гуманитарных организациях и целых странах, помогающих чеченцам, о подпольных фабриках по производству героина и тайных типографиях по изготовлению фальшивых американских долларов - о чем угодно, но не о бен Ладене. Между тем спустя две недели после отъезда Рушайло на канадской границе американские таможенники задержали алжирца, в автомобиле которого обнаружились детали взрывных устройств и сама взрывчатка. Это был Ахмед Рессам, намеревавшийся взорвать в новогоднюю ночь знаменитую башню Space Needle в Сиэтле. "Космическая игла" была арендована для встречи миллениума богатейшими семьями города, фамилии которых не разглашались. Но в Сиэтле расположена штаб-квартира Microsoft, так что богатейшие семьи Сиэтла - это богатейшие семьи мира.

Одна из авторитетных газет Западного побережья по горячим следам сообщила тогда со ссылкой на анонимный источник в ФБР, что взрывное устройство, изъятое у Рессама, идентично обнаруженному на месте одного из московских взрывов и что эта конструкция считается фирменным знаком "Аль-Кайды". И лишь спустя значительное время в Москве по достоинству оценили политический потенциал сведений о причастности бен Ладена к событиям в Чечне и тоже огласили эту информацию.

В июле Рессам был признан виновным, однако приговор ему еще не вынесен. В надежде смягчить свою участь он активно сотрудничает с правоохранительными органами в нынешней охоте на приспешников бен Ладена. На суде он показал, что прошел шестимесячную подготовку в афганских лагерях "Аль-Кайды" и что в этих лагерях проводились эксперименты с отравляющими веществами.

Последним на чеченскую тему вчера высказался сам президент Буш, встречавшийся в Белом доме с лидерами мусульманской общины США. "Что касается террористов в Чечне, арабских террористов, связанных с организацией "Аль-Кайда", думаю, они должны предстать перед правосудием", - сказал он. И добавил: "Я полагаю, для президента Путина очень важно проявить уважение к чеченскому меньшинству в его стране, уважение к правам человека и к различным мнениям - например, по религиозным вопросам".

Владимир Абаринов, 27.09.2001