Несчастье помогло
В четверг, на излете трехдневного срока, данного боевикам президентом РФ Владимиром Путиным, Парламентская ассамблея Совета Европы должна заняться чеченским вопросом. Глава российского государства, дав колеблющимся (если такие найдутся) 72 часа на размышление, как бы дает Западу возможность отделить чистых от нечистых. Боевикам предложено решить дилемму - с кем вы, с мировым терроризмом или с цивилизованным миром в лице России? Те, кто останется в рядах Хаттаба и Басаева, - сторонники террора, наймиты бен Ладена. Как с ними поступать - яснее ясного.
Хитроумный ход российского лидера читается без перевода: на глобальной волне антитеррористических настроений Россия пытается умножить число сочувствующих ей в перманентной "зачистке" Чечни. Практического эффекта в самой Чечне ожидать не приходится - какая там сдача оружия, за два года войны в республике не набралось и сотни капитулянтов. Наоборот, по признаниям российских военных, ряды боевиков постоянно пополняются за счет местного населения. И надо считать президента России человеком либо крайне наивным, искренне полагающим, что жуткие телекадры гибели тысяч людей в Америке деморализовали боевиков, либо крайне циничным, публично демонстрирующим незаинтересованность в мирном разрешении чеченской проблемы. В чем в чем, а в наивности Владимира Путина заподозрить трудно. Значит - продолжение войны. В той самой привычной форме, которая вполне допускает жертвы среди мирного населения.
Трудно избавиться от мысли, что в Кремле очень рассчитывают на такие американские удары возмездия, которые не будут разбирать, кто там в заданном квадрате - террористы или, скажем, несчастные беженцы со своим скарбом и детьми. И пусть картины жестокого наказания невинных людей будут на всех мировых телеканалах, на первых полосах газет. Так, чтобы до каждого чистоплюя дошло: искоренять терроризм, не проливая потоков невинной крови, невозможно.
Расчет на неизбежное сродство между всеми, кто против террора поднимает в воздух боевые самолеты, пока не очень-то оправдывается. В интервью агентству Reuters госсекретарь США Колин Пауэлл "дал понять, что Соединенные Штаты не собираются вознаграждать Москву за поддержку всемирной антитеррористической коалиции, приглушив критику российской военной кампании против мусульманских сепаратистов в Чечне". И если спустя 72 часа военная машина России вновь начнет раскатывать в Чечне кого ни попадя, понимания такой тактики в Вашингтоне как не было, так и не будет.
Можно не сомневаться, что чеченское сопротивление по-прежнему будет находить поддержку и в стенах ПАСЕ. Хотя тень в отношениях Аслана Масхадова со страсбургскими парламентариями все-таки пробежала. Президента Ичкерии возмутила готовность ПАСЕ обсуждать чеченский вопрос фактически как внутреннюю распрю между самими чеченцами. На сессию ПАСЕ были приглашены представители Масхадова, Кадырова и правозащитных чеченских организаций. Масхадов отказался участвовать в этом мероприятии, о чем и уведомил Совет Европы в своем письме. Однако вряд ли этот инцидент помешает парламентариям Европы возвысить свой голос против действий России в мятежной республике - в ПАСЕ уже говорят, что война с мировым терроризмом не отменяет демократических ценностей и прав человека, а напротив, делает их отстаивание еще более насущной задачей.
Между тем Граням.Ру достоверно известно, что Генштаб активно готовится к масштабным боевым действиям в предгорной и горной части республик. Они планируются на конец ноября - начало декабря и рассчитаны на применение тяжелой артиллерии и фронтовой авиации. Уже сегодня федеральная группировка усиливается армейскими частями, уже вроде бы навсегда выведенными из Чечни.
Но что бы ни говорили лидеры Запада и США о своей приверженности демократическим ценностям, в Кремле очевидно рассматривают террористический удар по Америке как сигнал к атаке на своем участке фронта. Сейчас, когда Владимир Путин худо-бедно обозначил место России в международной антитеррористической коалиции, Чечня в одночасье оказалась, по понятиям кремлевских политтехнологов, как раз этим самым участком фронта - единого фронта борьбы с мировым терроризмом. Можно больше не суетиться с инструкциями по управлению "боингами", изъятыми в тайных убежищах, и прочими неопровержимыми доказательствами связи чеченских боевиков с террористами, напавшими на США. Можно с неограниченным энтузиазмом мочить тех, кто оказался "не с нами".
Эта убежденность, судя по всему, не изменится, сколь бы красноречивы ни были призывы Запада всегда помнить о правах человека - в том числе и когда говорят пушки. Мы же теперь коалиция. Мы все заодно. И какие тут могут быть церемонии, когда истекут 72 часа.
Статьи по теме
Несчастье помогло
Надо считать президента России человеком либо крайне наивным, искренне полагающим, что жуткие телекадры гибели тысяч людей в Америке деморализовали боевиков, либо крайне циничным, публично демонстрирующим незаинтересованность в мирном разрешении чеченской проблемы. В чем в чем, а в наивности Владимира Путина заподозрить трудно. Значит - продолжение войны. В той самой привычной форме, которая вполне допускает жертвы среди мирного населения.