статья Прилетел к нам волшебник в боевом вертолете...

Илья Мильштейн, 06.09.2001
Фото AP

Фото AP

Руководитель Союза правых сил Борис Ефимович Немцов посетил с дружественным визитом Чеченскую Республику. В городе Ачхой-Мартан высокий гость провел благотворительную акцию: раздал детишкам компьютеры и принтеры, призвав их немедленно подключиться к Интернету. На территории Чечни он также провел акцию политическую, пригласив местное население организовать в республике партийные ячейки СПС. Дети включили компьютеры и принтеры, но в Интернет не вышли: в Ачхой-Мартане отсутствует телефонная связь. Простые чеченцы и российские военнослужащие с интересом восприняли информацию о вступлении в Союз правых сил, но массовым явлением это не стало. Неизвестно даже, вступил ли в СПС хоть один простой чеченец или российский военнослужащий. Сказав напоследок несколько благожелательных слов о мирной жизни, Немцов уехал.

Разглядывая Бориса Ефимовича в телекадре, окруженного людьми в пятнистой форме, охраной в штатском и счастливой детворой, напряженно думаешь вот о чем. За минувшие полтора десятилетия наша либеральная политическая мысль прошла целый ряд этапов - от недоверчивого идеализма до циничного соглашательства. Но такого еще не было. А спросить себя - чего "такого", и начинаешь бубнить что-то нечленораздельное и явно ненормативное. Ибо явление Немцова в Чечне с компьютерами и добродушными призывами вступать в СПС - это нечто, чего мы еще никогда не видели. Этому трудно подобрать определение в не бедном на меткое слово русском языке.

Цинизм? Мимо: это слово подразумевает соединение предельной наглости и расчетливого ума. Идиотизм? Теплее, но тоже мимо, ибо это термин медицинский, а у Бориса Ефимовича как физическое, так и интеллектуальное здоровье в относительной норме. Вот так щелкаешь пальцами, мучаешься, подбирая точное, снайперское словцо, - и не находишь. Чувствуешь только, что картинка, мелькнувшая на телеэкране с растерянным репортерским текстом, невыносима до предела. Но отчего?

Ясен нехитрый и банальный расчет демократического вождя: лишний раз засветиться в кадре и напомнить о своем миротворческом плане по Чечне, про который, правда, никто кроме Путина не знает. Ясен характер Бориса Ефимовича, особенно в тот момент, когда он рассказывает любопытствующим детям о том, что Ачхой-Мартан должен стать компьютерной столицей Ичкерии, а то и России. Реинкарнация Остапа Бендера в лице Немцова совершилась уже давно, еще с тех ветхих, недостоверных времен, когда россияне, хлопая ушами, внимали рассказам о Нью-Нижнем Новгороде - образцовом капиталистическом городе. Все это не удивляет. Изумляет другое.

Поразительная ложь и подлость телекартинки в том, что вся эта туфта с компьютерами и партячейками как бы перечеркивает людское горе - войну. Не перечеркивает - опошляет. Увеличивает количество безумия на квадратный километр бойни. Быть может, Борис Ефимович хотел как лучше - продемонстрировать возможность мирной жизни в Чечне. Но надо быть слепоглухонемым политиком, чтобы не понимать, до какой степени эта компьютерная картинка не вписывается в чеченские пейзажи. Сколько в ней фальши и бодрой, самоупоенной глупости. Вчера мы вас бомбили, детишки, а сегодня отправимся в увлекательный мир Интернета, а завтра снова разбомбим...

Напоследок Немцов, словно очнувшись, вдруг посетовал, что компьютеры могут украсть задолго до подключения к телефонной сети. Да что вы, Борис Ефимович. Этого не допустят тысячи активистов из сельской ачхой-мартановской ячейки СПС.

Илья Мильштейн, 06.09.2001