статья Война флагов

Иван Свенцицкий, 07.06.2001
Фото AP

Фото AP

Все государства мира имеют свои национальные флаги, и когда армия захватывает территорию противника или отвоевывает свою, то первым делом военные сбрасывают вражеский флаг и поднимают свой. Так было и в Чечне, которую российские солдаты и офицеры в массе своей воспринимали и продолжают воспринимать как покоренную территорию. Входя в любой чеченский населенный пункт, военные ОГВ первым делом сбрасывали со зданий госучреждений, причем обязательно ногой, как в старой доброй советской кинохронике времен Великой Отечественной, флаг Ичкерии с изображением волка и поднимали знамя Российской Федерации.

Наблюдая за действиями новоявленных Кантария и Егоровых, жители сел про себя посмеивались, полностью осознавая комизм происходящего. Они хорошо понимали, что смена флагов в Чечне не приведет автоматически к смене власти и окончанию войны. Так оно и произошло. Постепенно боевики стали все чаще совершать вылазки и диверсии против федералов. Чтобы доказать всему миру, что они не разгромлены и война продолжается, партизаны стали развешивать свои знамена где только можно.

Наиболее известный такой случай произошел в начале марта в Аргуне. В то время боевики там настолько активизировались, что фактически взяли под контроль если не весь город, то значительную его часть. В качестве доказательства в центре Аргуна ночью было вывешено несколько черных исламских флагов. Они провисели почти два дня. Федералы сразу не решились их снять, боясь, что они заминированы. Пример оказался заразителен, и вот уже полевой командир Арби Бараев вывешивает в мае такое же знамя на здании дома культуры в селе Алхан-юрт, стараясь продемонстрировать таким образом, кто здесь истинный хозяин.

Но федералы не отстают. В Грозном бойцы питерского СОБРа, несущие службу рядом с бывшим зданием цирка, водрузили российский флаг на вершине его полуразрушенного купола. Флаг висит обычно до наступления темноты, а ночью город переходит под контроль противника, и знамя сразу же сбрасывают. На следующий день все повторяется опять. В какой-то момент собровцы заминировали все подходы к цирку, но триколор стали снимать снайперским огнем.

Однако соперничество знамен идет не только по линии противостояния боевиков с федералами. В Чечне можно встретить российские боевые машины как с бело-сине-красным "бесиком", так и с советским красным знаменем. В последнем случае не всегда стоит искать политический смысл. Нередко это боевое знамя, взятое из под стекла комнаты боевой славы части в качестве талисмана. Но иногда красный цвет сигнализирует о том, что под броней сидит экипаж "зюгановцев". Не столько, правда, увлеченных коммунистическими идеями, сколько посылающих всех остальных в известном направлении. Как протест против низких окладов и тупости властей, загнавших армию в чеченский котел.

Сейчас у военнослужащих вошло в привычку вывешивать знамена тех родов войск, к которым они принадлежат: внутренние войска, морская пехота и т.д. Чеченский полевой командир Сулим Ямадаев, воевавший в прошлом против России, а сейчас в конфликте не участвующий, как-то по этому поводу заметил: "Федералы повывешивали множество флагов: с орлом, с крестом, с медведем. Прямо не армия, а махновцы какие-то".

Но неразбериха с символикой характерна не только для федералов, но и для боевиков. У них в эту войну стало модным ходить в бой под черным знаменем джихада, на котором по-арабски написано "Победа или рай" и изображен арабский меч. Под таким флагом воевали еще создатели средневекового арабского халифата, благодаря которому и появилось такое понятие, как "исламский мир". Басаев и Гелаев взяли привычку давать интервью и записывать видеообращения исключительно на фоне таких черных полотнищ. Однако Аслан Масхадов такого рода веяния не принял и продолжает демонстрировать свою приверженность бело-зелено-красному флагу Ичкерии. Все важные заявление он делает исключительно на его фоне. Его примеру следуют и наиболее близкие к президенту командиры.

Всем участникам этой игры во флажки она нравится, но ставшим ее невольными зрителями мирным жителям эта вакханалия геральдики и постоянная смена власти, приведшая к ее полному отсутствию, явно надоела. На вопрос автора о том, поддерживают ли жители республики нынешнюю проросиийскую администрацию, жительница села Шали ответила так: "Нам хоть японец, лишь бы остановил войну". Так что не удивляйтесь, если в Чеченской Республике где-нибудь будет поднято знамя Страны восходящего солнца.

Иван Свенцицкий, 07.06.2001