статья Привет от Ястржембского

Вадим Дубнов, 22.05.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

На днях российские спецслужбы через помощника президента Сергея Ястржембского распространили перехваченную видеозапись обращения Шамиля Басаева к Руслану Гелаеву.

Новый жанр видеописьма является несомненным и поистине гигантским шагом вперед по сравнению с привычным радиоперехватом. Видеописьмо позволяет избежать целой серии технических накладок. В радиоперехвате так важны были тембр и интонационный строй простуженного сепаратистского голоса, что приходилось мириться с тем, что боевики общаются между собой исключительно на русском. В видеописьме же решающее значение приобретает до боли узнаваемый облик врага, в связи с чем произносимое им становится вторичным, как закадровый голос диктора-переводчика. В общем, как заверил Ястржембский, "подлинность записи подтверждена экспертами".

Басаев решил не просто отправить Гелаеву шифровку или, скажем, магнитофонную кассету, которую через границу тащить, согласитесь, попроще чем "вэхаэску". Нет, он устроил укрывающимся в Панкисском ущелье на территории Грузии гелаевцам политпросветительский видеосеминар. Ладно, и невозможное возможно, только почему заставка на заднем плане так явственно напоминает фон его бесчисленных выступлений, видеообращений и интервью, с которыми может ознакомиться всякий, кто не поленится дождаться загрузки одного из общеизвестных чеченских сайтов?

Письмо, как рассказал Ястржембский, было перехвачено в результате спецоперации. По его словам, запись была сделана "на стыке поздней зимы и ранней весны". Действительно, сейчас подразделения Гелаева, судя по сводкам штаба ОГВ, базируются уже не в Грузии, а в Ножай-юртовском и Шатойском районах Чечни. Но тогда откуда красной нитью проходящий через обширный текст сюжет про расстрел пермских омоновцев, совсем, мягко говоря, не обязательный для общей ткани повествования? И такое вот странное совпадение - презентация басаевской видеопереписки пришлась точнехонько на день начала суда над таинственными участниками этого расстрела.

Но эта линия, кажется, вторичная. И возможно, что все это вправду готовилось еще в феврале - как раз в контексте необходимости визового режима на границе с Грузией, обвинявшейся в потворствовании боевикам. Тбилиси и в самом деле не слишком контролировал свои "причеченские" кистинские районы, но тогда, видимо, затея с письмом или не поспела к сроку, или была просто отвергнута за ненадобностью. Теперь ситуация изменилась. Вялотекущая зимняя окопщина сменилась привычной войной, вместо сводок о числе обстрелянных блокпостов снова приходят сообщения о забытых было ракетно-бомбовых ударах по Ведено, Шатою и Чемберлою, зачистки все более напоминают широкомасштабные войсковые операции. О сокращении численности самих войск речи уже нет. А тут еще вовремя перехваченные басаевские откровения. И Ястржембский делает такой нужный вывод: "Нахождение в Панкисском ущелье боевиков отодвигает сроки окончания контртеррористической операции на Кавказе".

Без эвфемизмов это звучит так: мы, дорогие сограждане, хотели уже закончить всю эту бодягу, но сообщения о наших победах оказались враками, генералы с освоенных нефтяных скважин уходить не хотят, а руководство страны ссориться не хочет не только с генералами, но даже с полковниками, некоторым из которых, оказавшимся под судом, оно даже "по-человечески сочувствует". В феврале еще была возможность переговоров, и многие влиятельные полевые командиры тогда с интересом ждали сигналов из Москвы, а теперь никто уже ничего не ждет, и остается только воевать, и не надо удивляться, если боевики снова возьмут Грозный, и соответствующие оперативные данные на этот счет имеются. А что до Грузии, то убедить ее в необходимости вечного пребывания на ее территории российских военных баз Клебанову опять не удалось, и Тбилиси опять напоминает миру о невыполнении Россией Стамбульских соглашений. Несколько месяцев назад грузины за это уже поплатились - введением визового режима. А теперь так кстати перехвачено отправленное в Грузию видеописьмо. "Всем моджахедам большой привет!" Не иначе как от самого Ястржембского.

Вадим Дубнов, 22.05.2001