статья "Поблажка мирному населению - преступление против солдат"

Борис Соколов, 17.05.2001
Гитлер в мае 1937 года. Фото из архива AP

Гитлер в мае 1937 года. Фото из архива AP

Министр обороны Сергей Иванов на днях посочувствовал подсудимому Буданову. Как отец-командир. Мол, по-человечески мне его жалко. И еще - хорошо бы принять какие-нибудь такие законы, которые бы ограждали боевых офицеров от такого вот судилища. Собственно, придумывать особо ничего не надо. История полна подсказок. В свое время проблему защиты боевого офицера один из деятелей XX века решил просто. "Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью", - объявил он своему воинству.

После публичного откровения Сергея Иванова по крайней мере ясно, кто может искать сочувствия в стенах Министерства обороны РФ, а кому туда лучше с этим и не соваться.

Поиски же подсказок в относительно недавнем прошлом можно продолжить. Вот фрагмент из одного документа:

"Враг использует в бандитской борьбе фанатичных и вышколенных борцов, которые не страшатся никакого насилия. Речь идет о том, быть или не быть. Эта борьба не имеет ничего общего с солдатским рыцарством и с положениями Женевской конвенции. Если борьба против банд будет вестись недостаточно жестокими методами, то в обозримом будущем у нас не хватит сил для сдерживания этой чумы.

Поэтому войска имеют право и обязаны применять в этой борьбе без каких-либо ограничений любые средства, ведущие к успеху, в том числе против женщин и детей. Поблажки всякого рода - преступления против солдат, подвергающихся бандитским нападениям. Не может быть никакого снисхождения к бандитам и их пособникам.

Ни один военнослужащий, участвующий в борьбе против банд и их пособников, не может привлекаться к судебной или дисциплинарной ответственности за свои действия".

Автор тот же, что и у первой цитаты, - Адольф Гитлер. Это его приказ о борьбе с партизанами ("бандами") в России и на Балканах от 16 декабря 1942 года. Если внести небольшие коррективы, устраняющие уж совсем шокирующие установки (например, уничтожение женщин и детей), то хоть сейчас - в приказ российского верховного главнокомандующего.

Полковнику Буданову просто не повезло. Его дело получило слишком большую огласку. Его приносят в жертву, чтобы продемонстрировать мировой общественности торжество Закона и в условиях контртеррористической операции. Но до чего же эта демонстрация не по нутру российским военачальникам. Они же не для себя, а во имя Отечества - так почему бы им не разрешить "применять в борьбе без каких-либо ограничений любые средства". И уж тем более недопустимо, чтобы "военнослужащий, участвующий в борьбе против банд" привлекался к судебной ответственности.

Что к этому добавить? Свободу Юрию Буданову?

Борис Соколов, 17.05.2001