статья Столица без крыши

25.04.2001
Фото Reuters

Фото Reuters

Как убежден Владимир Каламанов, в самое ближайшее время в Грозный вернутся многие временные переселенцы, жившие в этом городе ранее. Еще представитель президента по соблюдению прав и свобод человека сообщает, что в Грозном нынче "на разы увеличилась аренда собственности и в несколько раз увеличилась продажа квартир". Да и вообще, как выясняется, кроме четырех районов, особенно сильно пострадавших в результате военных действий, "разрушений основательных нет" и "люди готовятся к возвращению в Грозный".

Каламанов этих людей не назвал, хотя мог бы - имена их известны, и список не так уж велик. Во главе с премьером Чечни Станиславом Ильясовым в Грозный переезжает правительство. Переезжает неохотно - его члены, несколько месяцев ночевавшие прямо в своих гудермесских кабинетах, теперь вспомнят это свое бытье как еврокомфорт. В отличие от Каламанова, они неплохо осведомлены о природе провозглашенного подорожания недвижимости: ее во всем городе едва ли хватит даже на несколько сотен чиновников. Но дело не только в этом, и потому главный вопрос ставится иначе: под каким номером в списках вынужденных правительственных переселенцев значится главный персонаж - Ахмад Кадыров. Последний раз он обещал переехать в Грозный к 1 марта. После этого подобных заявлений Кадыров уже не делал, а лишь отстраненно комментировал решительные намерения Ильясова, обещавшего в случае промедления подать в отставку. И тот факт, что у премьера все получилось с первого раза, должен чрезвычайно усугубить кадыровскую печаль, в которой он имеет все основания находиться несколько последних месяцев.

Неделю назад Ильясов уже приезжал в Грозный на генеральную репетицию. Заседание правительства, которое он там показательным образом провел, свелось к тому, что министры исследовали недозакрашенную штукатурку и недовставленные стекла в окна своих будущих кабинетов. Но делать нечего, эти люди уже сделали свою ставку в той пока незаметной интриге, про которую впоследствии пытливый изыскатель заметит: эта непримиримая борьба началась в тот момент, когда председателем правительства Чечни стал стал экс-вице-губернатор Ставрополья Станислав Ильясов.

Сегодня Кадыров об этом вспоминает так: я бы, дескать, вполне мог бы продавить своего человека, но зачем - ведь потом пойдет сопротивление снизу. А так - пусть поработает, а там посмотрим.

Однако Ильясов, вопреки этим надеждам, голову себе пока не сломал. Он даже пустил первый пассажирский состав из Москвы в Гудермес. Но самое главное - он уже успел навести неплохие контакты с Бисланом Гантамировым. Открытый противник Кадырова вступил в столь же открытый альянс со невидимым, но чрезвычайно могущественным соперником. Пока они оба, Кадыров и Ильясов, вместе сидели в соседних зданиях в Гудермесе, глава республики, наблюдая, как реальная власть (та, разумеется, которая оставалась после военных) перетекает в правительство, еще мог ощущать себя хотя бы символом. В Грозном, куда Гантамиров не впустит даже дружественную ему гудермесскую крышу братьев Ямадаевых. Кадырову предстоит стать никем.

Гантамиров, с нарочитым бескорыстием отремонтировавший для Ильясова грозненские апартаменты, теперь может праздновать локальный успех. Его обреченная пассионарность теперь будет поддержана аппаратным образом искушенного в географии белодомовских коридоров Ильясова. Ни тому, ни другому, впрочем, возвращение беженцев, теперь особенно и не нужно - для привлечения бюджетного внимания вполне достаточно нового статуса Грозного.

Проблема лишь в том, что дальнейшие события очевидны - произойдет то же, что и прежде - при Хаджиеве и при Завгаеве. Немногочисленные жители будут своими силами и за свой счет обеспечивать себя газом и электроэнергией, правительство бодро отчитается об освоенных десятках миллионов, в центре Грозного отремонтируют несколько образцов райкомовской архитектуры и пару больниц, в которые так и не проведут электричества. Потом все это покажут по телевизору, и беженцы уже никогда не вернутся в свой город - они тоже знают, что будет дальше.

Все триумфы Ильясова и Кадырова в этой системе координат - ничто, поэтому поздравить можно только боевиков. Они так долго ждали, когда Грозный снова станет полноценной столицей, а не никому не нужной каменоломней, за которую совершенно незачем драться. Нет, положительно что-то есть в нежелании Кадырова перебираться в чужой для него Грозный. А проводили правительство из Гудермеса прощальным взрывом.

25.04.2001