статья Войско Цезаря вне подозрений

Владимир Темный, 11.04.2001
Полковник Буданов. Фото НТВ.Ру

Полковник Буданов. Фото НТВ.Ру

Генерал Казанцев, выступающий в роли наместника на Северном Кавказе, во вторник, 10 апреля, привычно взялся поучать журналистов перед телекамерами (а значит, учил и телезрителей): почему, мол, умалчиваете о гибели русскоязычного населения в Чечне и поднимаете шум только по поводу чеченских жертв. Информационным поводом для появления генерала на телеэкране было обнаружение в одном из грозненских подвалов 17 трупов гражданских лиц. Что, казалось бы, естественнее - говори о гибели мирных людей на подведомственной тебе территории без различия их национальности. Но Виктор Казанцев человек тертый, он знает, что и покойники "имут срам". И различие между чеченцами и русскими держит в уме твердо. В том числе и между мертвыми.

Полпред президента понимает, где тут большая политика зарыта. Убийство русских - это всегда болезненный отклик по всей большой России. Это справедливый гнев, еще теснее сплачивающий народ вокруг президента, чью позицию - "мочить" - разделяют, по данным ВЦИОМа, почти 60 % россиян. Убийство чеченцев, таких же мирных, безоружных, ни в чем не повинных, - это событие, конечно, неприятное, но на рейтинг президента существенно не влияющее (пока, во всяком случае). В последнем случае главное - не допустить, чтобы подозрение пало на российских солдат. Что, тем не менее, случается неизбежно. И чем громче, упорнее звучат эти подозрения, не только в Чечне, но и по всей России, и за рубежом, тем безоговорочнее власти отметают любой, даже самого робкий намек на то, что мирных жителей на тот свет отправили без суда и следствия те, кто пришел устанавливать в Чечне правопорядок, диктатуру закона.

Начиная с ноября прошлого года на территории республики обнаружено в общей сложности около 60 неопознанных трупов. Именно столько жертв неустановленных убийц фигурирует в делах военных прокуроров. С этой цифрой не согласны независимые эксперты из общественных организаций, пытающихся добыть правду о Чечне через заслоны Казанцева, Манилова и Ястржембского. Они исчисляют без вести погибших в Чечне сотнями, тысячами. И ни одного доведенного до суда дела. Впрочем, одно все-таки есть - дело полковника Буданова.

Но и это дело словно только для того и появилось на свет, чтобы показать всему миру, сколь велика солидарность в России с убийцей и сколь мизерно сочувствие к близким погибшей девушки, да и к ней самой.

Этот суд, то и дело застревая на одном месте, тем не менее движется к развязке. В среду адвокаты Буданова подали ходатайство об изменении ему меры пресечения. Причем вместо денежного залога, предусмотренного в таких случаях, предложено отпустить полковника под гарантию чуть ли ни всего Северо-Кавказского военного округа. Популярность Буданова несомненно возрастет после того, как станет известно, что он не согласился со своими адвокатами, дав понять, что желает выпить чашу до дна. Не будем отказывать полковнику в праве на раскаяние, но очевидно и другое - он уже знает, не может не знать, что наказание суровым не будет. Фемида в России всегда косилась на общественное мнение. А уж как она косится сейчас, когда президент объявил мнение большинства россиян едва ли не вторым Основным законом, можно только догадываться.

Война в Чечне вывихнула мозги России. Но с такой травмой долго не проживешь.

Полковника никто не осуждает - Грани.Ру, 16.02.2001

Владимир Темный, 11.04.2001