статья 'У Запада нет политической воли, чтобы помочь Чечне'

Беседовала Наталья Бабасян, 16.02.2001

Ситуация в Чечне - один из важнейших вопросов форума "Россия-ЕС: проблемы внешней политики и безопасности", который пройдет 15 февраля в Москве. Участник форума, директор московского представительства правозащитной организации Human Rights Watch Дидерик Ломан дал интервью Граням.Ру.

Н.Б.: Республику курирует уже не армия, а ФСБ, объявлено о частичном выводе войск, правительство ЧР формируется уже не на временной, а постоянной основе. На ваш взгляд, это признаки нормализации?

Д.Л.: Я поверю в нормализацию только тогда, когда увижу на месте, что это действительно происходит. Российские официальные лица уже долго говорят, что ситуация в Чечне нормализуется, а мы по нашей работе видим - продолжается исчезновение людей, мирных жителей, а потом находят их трупы со следами страшных пыток. Постоянно проводятся зачистки, в ходе которых людей задерживают совершенно без всяких оснований. Случаются обстрелы, от которых страдает население. Появление в Чечне нового начальства в лице ФСБ не изменило отношение к мирным жителям. Они продолжают страдать. Это главное. Все остальное - слова.

Н.Б.: Европа вроде бы признает позитивные изменения в Чечне. В ПАСЕ России вернули право голоса. Вы согласны с таким решением?

Д.Л.: Такое толкование этого решения ПАСЕ не совсем правильно. Я был на этой сессии. Там постоянно повторяли, что на самом деле положение в Чечне не изменилось к лучшему. А право голоса вернули России потому, что Дума оказалась единственным государственным органом, который идет с Европой на контакт по этой теме. Российские депутаты продемонстрировали свое желание сотрудничать с ПАСЕ. Им пошли навстречу.

Я предупреждал парламентариев в Страсбурге, что такая позиция будет истолкована СМИ и политиками в России как признание нормализации ситуации в Чечне. Поэтому лично я был не согласен с решением ПАСЕ. Я и сейчас с ним не согласен. В Чечне стало не лучше, а хуже. Раньше боялись бомбежек, но хотя бы знали, что надо прятаться в подвале. Сейчас в любой дом могут придти ночью люди в масках, увести хозяев и расстрелять. Защититься от этого невозможно.

Н.Б.: На ваш взгляд, какие меры международного воздействия могут пойти на пользу как России, так и Чечне?

Д.Л.: В принципе нужно говорить о мерах со стороны российских властей, потому что только они могут повлиять на ситуацию в Чечне. Международное сообщество может лишь оказывать давление на правительство России. Рычагов влияния на решение чеченской проблемы у международного сообщества все меньше и меньше. На встречах лидеров России и стран Запада Чечня все чаще становится чем-то вроде сноски. Переговоры касаются финансов, экономики - это считается главным.

Сейчас, на мой взгляд, самое важное международное событие в этом плане - это сессия Комиссии ООН по правам человека, которая пройдет с середины марта до конца апреля. В прошлом году Комиссией была принята резолюция по Чечне, в которой были сформулированы требования к России в отношении ситуации в республике. Эта была очень большая победа - впервые была принята резолюция по ситуации в стране, которая является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Но министр иностранных дел РФ Игорь Иванов сразу после принятия резолюции заявил, что Россия ее не признает и не будет ее выполнять. На том все и закончилось.

Сегодня очень важно подготовить новую резолюцию и добиться ее выполнения. Иначе это дискредитация ООН. Вообще, есть куча возможностей повлиять на ситуацию по чеченской проблеме. Можно подать на Россию иск в Европейский суд по правам человека, приостановить действие договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом, можно повлиять через МВФ, Всемирный банк. Ни одна из этих возможностей не использована. Для этого, надо признать, на Западе просто нет политической воли. Никто не хочет портить отношения с Россией. А это значит, что в Чечне все будет оставаться без изменений очень долго.

На фото: Дидерик Ломан

Беседовала Наталья Бабасян, 16.02.2001