статья Молчание доктора Глака

06.02.2001

Долгожданное освобождение Кеннета Глака добавило больше вопросов, чем дало ответов. Удивительным образом сотрудника международной организации "Врачи без границ" освободили возле того же самого селения Старые Атаги, где и похитили. Начальник управления программ содействия ФСБ генерал Александр Зданович сперва напускал туман на обстоятельства спецоперации по освобождению заложника, а затем разразился совершенно необычайной синтез-версией. Глака будто бы похитил некий Якуб, входящий в группировку братьев Ахмадовых. Таким элегантным образом генерал совместил два вроде бы взаимоисключающих утверждения, прозвучавших ранее из уст представителей российских властей. Но дальше - больше.

Согласно заявлению Здановича, чеченцы якобы подозревали, что Кеннет Глак вовсе не тот, за кого он себя выдает: не сотрудник международной гуманитарной организации, а офицер американских спецслужб, охотящийся за международными террористами-арабами. Так по крайней мере считали, по словам Здановича, Якуб (о котором в Чечне мало что известно) и братья Ахмадовы (которые свое участие в похищении Глака категорически отрицают). Потому-то, оказывается, захватили именно Глака, отпустив всех остальных находившихся в колонне, в том числе еще одного иностранца. Вот и другая загадка - необъяснимая избирательность со стороны похитителей - получает вроде бы правдоподобное объяснение.

И здесь-то начинается самое интересное. По словам Здановича, бандитам не удалось собрать доказательства, что Глак - агент ЦРУ или ФБР. После чего перед ними встала дилемма - то ли требовать выкуп в несколько миллионов долларов, то ли освободить его бесплатно и тем повысить престиж чеченского движения сопротивления.

Зданович не случайно подчеркнул, будто похитители "не смогли доказать" (на кой ляд им это было нужно?) причастность заложника к американским спецслужбам. Непричастность ведь тоже, получается, не доказана. Так что при случае наши органы запросто могут по подозрению в работе на ЦРУ задержать Кеннета Глака еще на несколько месяцев. Печальный пример его соотечественника Эдмонда Поупа, получившего 20 лет тюрьмы, перед глазами. Возможно, этим обстоятельством объясняется нежелание освобожденного заложника откровенничать с журналистами до тех пор, пока он не покинет территорию России. Да и чекисты за ним внимательно присматривают.

Если же, оказавшись в Америке, Глак подтвердит, что похитители действительно допрашивали его на предмет принадлежности к американским антитеррористическим ведомствам, можно будет не сомневаться - похищение планировалось не в чеченских горах и не в афганской ставке бен Ладена, а в российской столице. О таких мелочах, как прибытие генерала от пропаганды Здановича в Грозный накануне освобождения Глака и выход заложника на волю всего через несколько дней после передачи ФСБ ведущей роли в антитеррористической операции в Чечне, и говорить не стоит.

Неизвестно, долго ли продлится молчание доктора Глака. А международные гуманитарные организации поостерегутся действовать на Северном Кавказе иначе, чем под полным контролем российских силовых структур. Что и требовалось им внушить.

06.02.2001