Судьбу американца решат спецслужбы и "индейцы"
"Ситуация вокруг американца Глака складывается очень тяжелая, похитители могут пойти на крайние меры". Это первая ключевая фраза в интервью ИТАР-ТАСС командующего федеральными войсками в Чечне генерала Валерия Баранова. Вторая ключевая фраза - "российские военные не участвуют в переговорах" с боевиками, начавшими торг за голову гражданина США. Практика показывает, что такого рода высказывания почти всегда предшествуют информации о печальной участи заложника. Та же тональность улавливалась и в деле Бабицкого - мол, надежды почти нет и военные ни при чем.
Репортер "Свободы" остался жив скорее всего благодаря мощной кампании в СМИ, поднятой в его защиту, и явному проколу спецслужб, придумавших, мягко говоря, не очень умную вещь - обмен Бабицкого на российских военнослужащих.
Ситуация с Глаком пока складывается так, что к российским властям вопросов как бы и нет. Похищен бандитами, те требуют выкуп, сведений о местонахождении никаких. Прошедший без малого месяц показал, что американцем никто, кроме организации "Врачи без границ", особо не интересуется. Не слышно голоса президента США, молчат государственный и прочие департаменты (видимо, администрацию полностью занимает новоселье). Не очень заметна обеспокоенность европейских международных институтов.
Естественно, Кремль ограничивается в этой ситуации только официальными заверениями МИДа, что делается все возможное для вызволения Глака из неволи. А еще представитель президента г-н Ястржембский заявил, что платить выкуп за Глака никто не собирается, поскольку любое удовлетворение требований бандитов - поощрение их дальнейшей криминальной деятельности.
Якуб, полевой командир вышедший якобы на федералов с предложением "продать" Глака, действительно числится среди басаевского "генералитета". Именно амир Якуб летом прошлого года отличился, напав на колонну федеральных сил. При этом, по утверждению удуговских источников, погибло около 60 российских военнослужащих. Это один из "управляемых" чеченских военачальников, и его причастность к такого рода акции подтвердила бы что Россия воюет с разбойниками и работорговцами - кто же еще поднимет руку на врача-бессребреника! Хороший козырь для агитпропа федералов.
Оптимизма не прибавляет и то, что Кеннет Глак известен как человек прямой, честный, иначе говоря, идейный (хоть это слово у нас и употребляется чаще в кавычках). Есть все основания предполагать, что в чужую игру играть его не заставишь. И это делает его положение крайне опасным.
Все зависит от того, кто сегодня непосредственно стережет американца. Если его захват - результат кооперации спецслужб и "индейцев"(так называют в Чечне "дикие" банды, не подчиняющиеся ни Масхадову, ни Басаеву с Хаттабом), то политические цели операции можно считать достигнутыми: гуманитарные миссии покинули Чечню, миру еще раз явлена уголовная сущность чеченского сепаратизма, ПАСЕ вернула России право голоса... Теперь Глак, возможно, в прямом смысле превратился в живой товар, на котором можно неплохо заработать. Но такого рода торг не всегда завершается освобождением заложника.
Полевой командир Якуб потребовал выкуп за Кеннета Глака - Lenta.Ru, 29.01.2001