"Единство" берет на абордаж "Северную верфь"
Судьба контракта на постройку двух эсминцев для Китая решена. Правительственная комиссия отдала предпочтение Балтийскому заводу. "Северная верфь" тендер проиграла. Казалось бы, заурядный эпизод из жизни отечественного бизнеса. Если бы не одно "но". Вернее, этих "но" набирается в истории с китайским заказом несколько.
Прежде всего в недоумении оказался сам заказчик. Китайцы не скрывали, что хотят строить корабли на верфи, хорошо им известной по предыдущим заказам. Узнав об объявлении тендера, китайский МИД направил в Москву специальную ноту с выражением протеста против его проведения. Сам контракт был заключен менее месяца назад - 3 января этого года. Согласно ему, при посредничестве "Рособоронэкспорта" к 2005 году в Китай должны быть поставлены два корабля проекта 956-ЭМ. Сумма сделки составляет 1,4 млрд долларов.
Два эсминца такого класса уже есть в составе ВМС КНР. Их построил петербургский завод "Северная верфь" и передал китайским морякам в 1999 и 2000 годах. Корабли уже приняли участие в трех крупных учениях и хорошо себя зарекомендовали. Поэтому Пекин решил увеличить свой военно-морской арсенал именно за счет эскадренных миноносцев российской постройки.
Проект 956 разработан в Северном проектно-конструкторском бюро (Санкт-Петербург) почти тридцать лет назад. Головной корабль "Современный" (по его имени и назван этот класс) вошел в строй Северного флота в 1980 году. Выпуск таких эсминцев осуществляла только "Северная верфь".
В этой серии корабли "Великий Мао" и "Великий путь", купленные КНР, - восемнадцатый и девятнадцатый по счету. Китайцев в первую очередь привлек ударный противокорабельный комплекс "Москит" со сверхзвуковыми ракетами, аналогов которым пока в мире нет. Эсминцы, которые намечено поставить по второму контракту, предполагается оснастить еще более совершенным оружием - комплексами "Яхонт", дальность действия которых достигает 280 км ("Москит" поражает цели на дистанции 90-100 км). Из-за установки новых ударных комплексов резко выросла и цена эсминцев - почти на 400 млн долларов по сравнению с "Великим Мао" и "Великим путем".
Правда, 200 миллионов из них Китай переплачивает за срочность заказа. На выполнение первого контракта также отводилось три года, но тогда "Северная верфь" располагала двумя недостроенными эсминцами, заложенными еще в советские времена. Теперь же производство предстоит начинать с нуля, но за хорошие чаевые кораблестроители готовы поработать на Пекин ударными темпами. Тем более что еще в апреле прошлого года Российское агентство по судостроению поручило "Северной верфи" провести подготовительные работы по китайскому контракту.
Как видно из ноты китайского МИДа, у заказывающей стороны также не было сомнений в том, что именно это предприятие станет главным подрядчиком по выпуску еще двух эсминцев. Но уже спустя неделю после подписания соглашения ситуация изменилась. Огромную долларовую прибыль решили не упустить и другие судостроительные корпорации. А к подковерной борьбе привлечены крупные московские лоббисты. В числе которых успешно практикуют, как известно, депутаты Государственной думы. На этот раз за державу стало обидно лидеру проправительственной фракции "Единство" Владимиру Пехтину. Он до такой степени озаботился судьбой контракта, что направил депутатский запрос в Минобороны, Счетную палату и ГК "Рособоронэкспорт". Суть запроса - почему "Северная верфь" не расплатилась с военным ведомством за два корабельных корпуса, на основе которых создавались "Великий Мао" и "Великий путь"?
По данным наших источников в правительстве, долги перед бюджетом у завода действительно существуют (примерно 182,6 млн рублей), но срок их погашения определен временными рамками реализации первого экспортного контракта. По условиям сделки с КНР, это первый квартал 2002 года, когда закончится гарантийная эксплуатация второго эсминца. Тогда китайское Министерство обороны и произведет полный расчет за полученные корабли. Кроме того, в счет этих денег верфь уже отремонтировала три корабля Северного флота. Тем не менее в "Рособоронэкспорте" посчитали лучшим для себя исходом не спор с могущественной пропрезидентской фракцией, а покорное объявление тендера.
Собственно говоря, сам по себе тендер - не самый плохой способ поддерживать конкурентоспособность отечественного судостроения. Если бы только не очевидное желание заказчика иметь дело именно с "Северной верфью". Весьма реален и такой отдаленный исход этой внутрироссийской разборки, инспирированной депутатом Пехтиным: китайцы разрывают контракт и ищут более надежных партнеров на других верфях Балтийского бассейна - за пределами России. И миллиарды на сторону уплывут, и деловая репутация российских корабелов пострадает. Такого рода развязка легко прогнозируется, когда за дело активно берутся политики депутатской выделки.
Ситуация, в которой судьба коммерческой сделки решается депутатами Госдумы, не редкость - парламентарии весьма преуспели в такого рода бизнесе. Здесь поражает отлаженность механизма. Достаточно одного слова лидера пропрезидентской фракции - и из ниоткуда возникает тендер (его правомочность вполне может быть оспорена). День-два - и решение уже принято в пользу предприятия, милого сердцу депутата Пехтина. Похоже, никто уже и не скрывает, что настоящие арбитры по хозяйственным спорам сидят в Охотном ряду. Причем конкретно во фракции "Единство".
Статьи по теме
"Единство" берет на абордаж "Северную верфь"
Судьба контракта на постройку двух эсминцев для Китая решена. Правительственная комиссия отдала предпочтение Балтийскому заводу. "Северная верфь" тендер проиграла. Казалось бы, заурядный эпизод из жизни отечественного бизнеса. Если бы не одно "но". Вернее, этих "но" набирается в истории с китайским заказом несколько.