статья В гости с казенным подарком

Александр Плотников, 29.08.2003
Як-130. Фото с сайта airbase.uka.ru

Як-130. Фото с сайта airbase.uka.ru

Сначала немного истории. В начале 90-х возникла мысль создать самолет, на котором можно было бы отрабатывать пилотажные навыки будущих "водителей" истребителей и штурмовиков. Гонять ради курсантов "сушки" и "миги" было накладно, а L-39 морально старели буквально глазах, в то время как с валютой для закупки у чехов новых машин было туго. За дело взялось ОКБ им. Яковлева. Первый полет опытного образца состоялся в 1995 году.

Итальянская фирма Aermacchi возникла на горизонте в связи с тем, что Минобороны России, главный заказчик "сто тридцатки", было в ту пору финансово несостоятельно (на НИОКР военные выделяли максимум 10% от потребного). Договорились создавать совместный учебно-тренировочный самолет (УТС). Но итальянцы почти сразу передумали, получив за $77 млн техническую документацию на Як-130. Причем живых денег до яковлевского КБ дошло значительно меньше, поскольку выплаты шли в счет погашения российского долга Парижскому клубу. 77 миллионов долларов - сумма смехотворная за почти готовую машину, спрос на которую на мировом рынке возник еще до того, как в эту сторону двинулась конструкторская мысль. Достаточно сказать, что на разработку первого опытного образца ушло $114 млн (долевое участие ВВС – 6%, остальное за счет инициативы КБ).

После того как итальянцы, подобно Великому Комбинатору, заявили россиянам, что у них есть все основания считать, что они и сами разберутся с их делом, работа закипела. Aermacchi в относительно короткий срок создала УТС М.346. С американским двигателем и комплектующими из стран НАТО. Строго говоря, это не была копия Як-130, но отцовство яковлевского ОКБ было очевидным, от чего итальянцы первое время упорно открещивались - в том числе и на авиасалонах типа Ле-Бурже.

Время шло, и в безденежной России Як-130 к 2002 году совершил, как оповещал общественность замгендиректора ОКБ Аркадий Гуртовой, более 350 испытательных полетов, меж тем как его итальянский родственник – ни одного. Но это не помешало итальянцам заниматься маркетингом еще не летающего аэроплана на мировых рынках. В частности, "конкурирующие фирмы" столкнулись в коридорах Минобороны Индии. Россию это не смутило. Реальный Як-130 продавался почти на 3 млн долларов дешевле, чем виртуальный М.346. Италии с ее дорогостоящими двигателями made in USA мало что светило. Впрочем, до драки не дошло. Наоборот, имело место братание - было заключено соглашение, по которому итальянцам отходили северо- и латиноамериканский, африканский и азиатский рынки, а России – родное СНГ и какие-то невнятные 14 стран за пределами Содружества. Источники Граней.Ру в "Рособоронэкспорте" приватно объясняли очевидную невыгодность для России такого раздела рынка "указаниями сверху" - договоренности совпали с зарождением личной дружбы Сильвио Берлускони и Владимира Путина.

Переходим к нашим дням. Фирма Aermacchi - между прочим, заметная возвышенность на итальянском финансово-экономическом рельефе - проклинает тот день, когда отвернулась от совместной разработки УТС. Ее убытки исчисляются куда большими суммами, чем та, что была ею выложена за интеллектуальный товар ОКБ Яковлева. А будущие убытки вообще не поддаются учету - речь идет о договорах на поставки самолета, фанерным памятником стоящего где-то на задворках аэродрома Aermacchi. Скандал. Положение критическое. А вот в Нижнем Новгороде на авиазаводе "Сокол" уже заложены четыре Як-130 для ВВС РФ. И в Минобороны обдумывают, как запустить машину в серию в ближайшие годы. А национальное военное ведомство – первый покупатель, за которым уже потянутся и другие. Словом, Aermacchi близка к отчаянию. Самое время звать в гости русского друга Володю.

Чего, собственно, хотят итальянцы? Первое: получить документацию на фюзеляж УТС (ранее не вошедшую в общий комплект техдокументов), причем не больше чем за 3 млн евро. Второе: исключить использование российских комплектующих в итальянском варианте. Иначе говоря, они хотят получить пользующийся спросом самолет пятого поколения, да еще гарантированно отстранить Россию от поставок комплектующих к новой машине. Проще говоря, отодвинуть от возможных прибылей, измеряемых миллиардами долларов.

Если в Сардинии победит дружба, то итальянцы получат за бесценок российские технологии и большой оперативный простор для получения заказов на Як-130 под названием М.346.

Александр Плотников, 29.08.2003