статья Багдадский калиф и его волшебная палочка

Владимир Абаринов, 18.10.2001
Фото AP

Фото AP

В Америке почту теперь сортируют в резиновых перчатках и респираторах. Так что скоро, завидев фигуру в противогазе, можно будет с полным основанием воскликнуть: "Это он, это он, вашингтонский почтальон!".

О том, какое письмо следует считать подозрительным, знает теперь всякий американец - инструкции опубликованы всюду. Вам незнаком отправитель, отсутствует обратный адрес (или присутствует вымышленный), штемпель почтового отделения не соответствует обратному адресу, адрес написан с орфографическими ошибками, на конверте слишком много марок или он издает необычный запах - все это угрожающие признаки.

Инструкция составлена весьма тщательно, но вряд ли от нее будет много пользы. Заговорщики тоже грамотные - после таких указаний они уж раздобудут словари. На конвертах с сибирской язвой нет ни единой ошибки, даже слова Rockefeller и Daschle написаны идеально. Марки ровно такие, какие требуются: по 34 цента. Послание с несуществующим обратным адресом получил сенатор Дэшл, но как установить, что такого отправителя не существует? Несоответствие штемпелю - тоже не критерий: все мы бросаем письмо в ящик не по месту жительства, а там, где нам этот ящик подворачивается. Кроме того, чтобы установить наличие запаха, письмо необходимо понюхать, но как раз нюхать-то его, согласно той же самой инструкции, строго возбраняется!

Между тем все сомнения в том, что Америка имеет дело не с "изолированными инцидентами", а с организованной акцией, отпали. Сначала следствие установило идентичность почерка, которым надписаны нью-йоркский и вашингтонский конверты. Затем эксперты-микробиологи пришли к выводу, что флоридское и нью-йоркское письма содержали один и тот же штамм бактерий сибирской язвы. Все инциденты объединены теперь в одно уголовное дело. О том, как продвигается расследование, публика знает мало - представители правоохранительных органов не сообщают подробности, дабы не спугнуть злодеев.

Вероятно, главные надежды ФБР возлагает сейчас на специалистов бактериологической лаборатории в Форт-Детрике (Мэриленд), выясняющих происхождение бацилл. Эта задача, как оказалось, потруднее поисков иголки в стоге сена. Микробиологи всего мира десятилетиями обменивались образцами различных штаммов сибирской язвы почти безо всяких ограничений. Американская коллекция насчитывает 1200 образцов, однако лишь треть из них прошла экспертизу ДНК. Для идентификации штамма, который применили злоумышленники, может потребоваться экспертиза остальных 800 - на это, утверждают ученые, у них уйдет не менее года.

Экспертов особенно насторожил порошок, присланный Тому Дэшлу. По их словам, эти споры отличаются высоким качеством, которого невозможно добиться в кустарных условиях, обладая скромными познаниями в микробиологии. Для того чтобы в организме развилась легочная форма сибирской язвы, размер частиц порошка должен быть не менее 1 микрона и не более 5. Для заражения требуется от 8 до 10 тысяч спор. Как объяснил в интервью телекомпании АВС Ричард Сперцел, главный инспектор по биологическому оружию в Спецкомиссии ООН по разоружению Ирака, при меньшем диаметре человек полностью выдыхает частицы; при большем они оседают в полости носа или в трахее, не достигая легких.

Технологический процесс изготовления такого порошка состоит из трех стадий: на первой споры высушиваются посредством замораживания, на второй полученное вещество измельчается, на третьей крупицы покрываются некой субстанцией, с тем чтобы предотвратить их электростатическое слипание. Эта технология составляет государственную тайну. Сперцел считает одним из вероятных источников порошка Ирак, располагающий, по его сведениям, всем необходимым для его производства. С ним всецело согласен его бывший начальник, глава ныне упраздненной спецкомиссии Ричард Батлер - при этом он указывает как на косвенное подтверждение версии на информацию о встречах главаря заговорщиков Мохаммеда Атты с иракскими дипломатами в Праге. Разработчик американской технологии производства "летучего" варианта сибирской язвы Билл Патрик считает крайне маловероятным предположение, что "Аль-Кайда" располагает на территории Афганистана лабораторией необходимого уровня.

В 1986-1988 годах Ирак на совершенно законных основаниях приобрел в США большое количество образцов смертоносных бактерий, включая штаммы сибирской язвы. В 1990 году наличие у Саддама биологического оружия было главным кошмаром Пентагона. Запасов вакцины хватало в лучшем случае на 40 тысяч человек. Однако командующий силами США в Персидском заливе генерал Норман Шварцкопф опасался проводить вакцинацию даже в ограниченных масштабах: провести ее скрытно не представлялось возможным, открытая же могла развалить с трудом собранную коалицию и посеять панику среди населения соседних стран. Вывод ЦРУ гласил, что Саддам может пустить в ход бациллы, "если сочтет свое положение безнадежным".

В Белом доме всерьез рассматривался вопрос применения против Ирака ядерного оружия. В конце концов Буш-старший отказался от этой идеи и в январе 1991 года направил Саддаму письмо, в котором заявил: "Ваша страна заплатит ужасную цену, если вы предпримете безрассудные действия". Вице-премьер Ирака Тарик Азиз, которому госсекретарь Джеймс Бейкер пытался вручить письмо в Женеве, отказался принять столь дерзкое послание. Тогда Бейкер, превышая полномочия, дал ясно понять, что именно подразумевается под "ужасной ценой". И добавил: "Это не просто угроза". После того как 16 января первыми же атаками союзной авиации была выведена из строя иракская система ПВО, американские бомбардировщики нанесли ракетно-бомбовые удары по предприятиям по производству биологического оружия. Однако, помня о предупреждении своей разведки, США так и не решились добить зверя в его логове.

Сибирская язва пришла в США из России - 18.10.2001
У иракских собственная гордость - 12.10.2001

Владимир Абаринов, 18.10.2001