Сибирская язва в Америке: споры и страхи
В 1876 году великий немецкий микробиолог Роберт Кох занялся изучением палочковидной бактерии, которую двадцатью семью годами ранее его соотечественник открыл Алоиз Поллендер. Кох первым выделил чистую культуру этого микроорганизма и выяснил, что он способен образовывать споры, которые прекрасно сохраняются и не боятся ни обезвоживания, ни высоких температур. Животные, которым Кох ввел эту бациллу, вскоре стали жертвами известной с далекой древности болезни - сибирской язвы (ее описание можно найти еще в "Георгиках" Вергилия). А через пять лет Луи Пастер разработал прививку от сибирской язвы.
И вот теперь, через 125 и 120 лет после этих событий - вполне круглые даты! - Америка с ужасом ожидает массовой эпидемии именно этой страшной болезни. Волна страхов обрушилась на страну после того, как 5 октября в одной из флоридских больниц скончался 63-летний Роберт Стивенс, фоторедактор компании American Media, которая издает несколько весьма прибыльных и столь же скандальных таблоидов. У бедняги оказалась самая опасная, легочная форма сибирской язвы, от которой погибает девяносто процентов заболевших. В течение двадцатого столетия в США было зарегистрировано лишь 18 случаев этого заболевания, последний из которых имел место в 1978 году.
Немедленно проведенная бактериологическая проверка персонала фирмы выявила еще двоих инфицированных сотрудников. Им сразу же назначили курс антибиотиков, и сейчас этим людям практически ничто не угрожает. В результате детального осмотра всех помещений трехэтажного здания компании споры сибирской язвы были обнаружены на клавиатуре компьютера, которым пользовался Стивенс, и в комнате для сортировки почты, куда имели доступ бациллоносители - рассыльный Эрнесто Бланко и клерк Стефани Дейли. Как эти споры туда попали, непонятно и до сих пор - во всяком случае, сотрудники ФБР предпочитают помалкивать на этот счет.
Пару дней казалось, что загадочное пришествие сибирской язвы на американскую землю ограничится флоридским городом Бока-Ратон, где находится штаб-квартира American Media. Однако 12 октября взорвалась информационная бомба: инфекция добралась до Нью-Йорка. На этот раз заболела 38-летняя Эрин О'Коннор, ассистентка популярнейшего обозревателя телекомпании NBC Тома Брокау. А на следующий день мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани заявил, что источником заразы стало адресованное Брокау письмо угрожающего содержания, которое 18 сентября опустили в почтовый ящик в городе Трентоне, штат Нью-Джерси. Когда Эрин О'Коннор вскрыла этот конверт, из него высыпалось немного коричневого порошка, в котором, очевидно, и скрывались споры болезнетворной бактерии. К несчастью, женщина слегка порезала руку, и споры попали в кровь, где превратились в бактериальные клетки. Через три дня в области ключицы возникло темное пятно, в котором врач заподозрил кожную форму сибирской язвы. Больную начали лечить сильным антибиотиком сипрофлоксацином, и сейчас ее состояние не внушает опасений. Чуть позже признаки заражения сибирской язвой нашли у еще одной сотрудницы NBC, которая первой вскрыла письмо, попавшее на стол О'Коннор.
Наконец, в воскресенье, 14 октября, стало известно, что сибирская язва добралась и до Невады. Работники одного из филиалов корпорации Microsoft, находящегося в городе Рино, штат Невада, удосужились распечатать письмо из столицы Малайзии города Куала-Лумпура, которое до того несколько недель пролежало без движения в груде неразобранной почты. Внутри конверта оказались порнографические картинки, на которых микробиологи нашли споры сибирской язвы. По последним сообщениям, среди персонала фирмы врачи пока не выявили ни одного зараженного.
Пока обе эти истории более напоминают деяния преступников или душевнобольных (впрочем, не исключено, что и провокаторов), нежели террористические акции, рассчитанные на массовое поражение. Рассылая споры бацилл сибирской язвы в конвертах и посылках, можно перепугать множество народу, вызвать падение биржевого курса (что и произошло в пятницу), заразить и даже убить нескольких несчастных - но вот эпидемии от этого не случится. Сибирская язва - не черная оспа, от человека к человеку она не передается, и отдельных инфицированных нетрудно изолировать. Если болезнь не перешла в острую форму, особенно если микроб не начал бурно размножаться в легких или в желудочно-кишечном тракте, она хорошо поддается антибиотикам. Исключением могли бы стать устойчивые к антибиотикам генноинженерные штаммы, сконструированные специально для бактериологической войны, но в данном случае, судя по всему, о них речи не идет. Неясно даже, есть ли связь между тем, что произошло во Флориде и Нью-Йорке, хотя вице-президент США Чейни и заявил, что власти должны действовать исходя именно из этой возможности. В общем, следует подождать развития событий - ведь эти дни полны сюрпризов. А пока американцы, уже напуганные предупреждениями, что страна плохо подготовлена к бактериологической агрессии, с ужасом принимают симптомы обычной аденовирусной инфекции за первую стадию легочной формы сибирской язвы и в ожидании атак биотеррористов закупают огромные количества сипрофлоксацина. Ничего не поделаешь - после 11 сентября невозможное стало возможным.
Письма с фронта - Грани.Ру, 15.10.2001
Сибирская язва - что это такое (справка Граней.Ру)
Статьи по теме
Сибирская язва в Америке: споры и страхи
Немедленно проведенная бактериологическая проверка персонала фирмы выявила еще двоих инфицированных сотрудников. В результате детального осмотра всех помещений трехэтажного здания компании споры сибирской язвы были обнаружены на клавиатуре компьютера, которым пользовался Стивенс, и в комнате для сортировки почты, куда имели доступ другие бациллоносители - рассыльный Эрнесто Бланко и клерк Стефани Дейли. Как эти споры туда попали, непонятно и до сих пор - во всяком случае, сотрудники ФБР предпочитают помалкивать на этот счет.