статья Карьера генерал-профессора

Наталья Хмелик, 30.07.2001

В 1992 году убежал на Запад Канатжан Алибеков. Четыре года - с 1988-го по 1992-й - он работал первым заместителем директора "Биопрепарата", советской, а затем российской программы по производству биологического оружия. Алибекову, которого на Западе стали называть Кен Алибек, было что рассказать западным журналистам. Спустя двадцать лет после того как Советский Союз подписал Конвенцию о запрещении биологического оружия, Алибеков рассказал, что производством этого вида вооружений занимаются два управления в Министерстве обороны и хранится это оружие на министерских складах по всей стране. От него стало известно, что на заводе в Кирове хранятся биоагенты чумы, в Загорске - оспы, а в Екатеринбурге - сибирской язвы. Кроме того, по меньшей мере четыре завода в любой момент могли начать производство биологического оружия, но пока не возникла в этом надобность выпускали мирную продукцию.

Алибеков напомнил об случае, происшедшем в 1979 году. Тогда на свердловском заводе произошла утечка бактерий сибирской язвы. В результате умерло сто человек. Но ведь и утечка составила не более 100 граммов. Но этим усилия советских ученых не ограничивались. Уже после подписания Конвенции - в 70-х и начале 80-х годов - "Биопрепарат" работал с бруцеллезом, туляремией, вирусом Эбола и боливийской геморрагической лихорадкой.

Наступила эпоха перемен. В 1987 году руководители "Биопрепарата" начали получать запросы от правительства - можно ли пустить на некоторые заводы американских инспекторов, естественно, не раскрывая, для чего эти предприятия на самом деле предназначены. В 1989 году, когда американцы и англичане перестали скрывать свои подозрения, касающиеся производства в СССР наступательных видов биологического оружия, иностранцам дали возможность посетить несколько предприятий и убедиться, что заводы полностью переведены на мирные рельсы и занимаются производством лекарств.

В эту пору открытости на Запад все же попадала информация о том, что в СССР не все так гладко: Конвенция по биологическому оружию нарушается. На случай неудобных вопросов советские руководители - Горбачев и Шеварднадзе - выработали единую политику. Каждый раз они делали большие глаза и говорили, что вот только что узнали о творящихся в их хозяйстве безобразиях. И ведущие западные политики, вплоть до госсекретаря и министра обороны США, искренне поражались хитрости и коварству военных, которые ухитряются скрывать истинное положение дел от руководителей государства.

Придя на смену Горбачеву, Борис Ельцин впервые открыто признал, что в Свердловске производилась культура сибирской язвы и ее утечка в 1979 году привела к смерти десятков людей. Он даже пообещал "другу Биллу" немедленно уволить руководителя "Биопрепарата" генерал-лейтенанта Калинина. Сюжет, однако, получил совсем другое развитие.

В 1994 году Всесоюзное промышленное объединение "Биопрепарат" было преобразовано в РАО под таким же названием и с тем же директором. Правда, вскоре он перестал упоминать о погонах, представлялся простым профессором, доктором наук. Ездил на Запад, рассказывал о бедственном положении российской науки и сумел получить немалую спонсорскую помощь от НАСА и американского Агентства международного развития. Помощь составила не меньше полутора миллионов долларов. Российское правительство тоже не забывало исследователей из "Биопрепарата" и всячески поддерживало их деятельность под руководством генерал-профессора Калинина. А деятельность оказалась вполне успешной.

22 декабря 2000 года был опубликован пресс-релиз "Биопрепарата", посвященный предварительным итогам года. Передовое предприятие увеличило объем производства не только в головном институте, но и на заводах в Кургане, Новокузнецке и Новосибирске. Американские журналисты, которые проводили расследование, касающееся спонсорской помощи "Биопрепарату", писали, что о продукции РАО сегодня ничего неизвестно. Однако в том же пресс-релизе читаем, что здесь ведутся работы по производству "средств биологической индикации", что не может не вызывать подозрений. Тот, кто производит детекторы для обнаружения биоагентов, вполне может производить и сами агенты. Есть и еще один нюанс. В совет директоров РАО "Биопрепарат" правительство назначены представители Минобороны.

Правда, карьере генерала Калинина американское расследование все же повредило. В апреле нынешнего года его полномочия гендиректора были досрочно прекращены. Новым директором стал человек из Минздрава - профессор Рамил Хабриев.

Наталья Хмелик, 30.07.2001