статья США не хотят декларировать свои микробы

Владимир Абаринов, 27.07.2001

Соединенные Штаты не поддержат проект протокола к Конвенции о биологическом оружии. Глава американской делегации Дональд Мэйли заявил об этом 25 июля в Женеве, где вот уже семь лет в рамках Специальной группы дипломаты пытаются договориться о мерах проверки соблюдения Конвенции. На самом деле это было лишь формальное уведомление. Позиция Вашингтона участникам Специальной группы была прекрасно известна. О нежелании правительства США подписывать протокол и о мотивах этого нежелания посол Мэйли сообщил членам Конгресса еще 10 июня.

Американские эксперты считают, что меры, предусмотренные протоколом, ни в коей мере не повысят возможности проверки, а, всего вероятнее, лишь ухудшат положение дел. Специфика биотехнологий состоит в том, что все они имеют двойное назначение. Одни и те же вещества и оборудование могут быть использованы как для производства гражданской продукции, так и в целях подготовки к наступательной биологической войне. Работы по созданию биологического оружия легко замаскировать, а само оружие благодаря его компактности легко спрятать. Как объяснил законодателям помощник госсекретаря Эдвард Лэйси, у производства биологического оружия "просто отсутствуют физические демаскирующие признаки". "Если для получения потенциала химической войны нужны многие тонны химических веществ, то сопоставимый потенциал биологической войны измерялся бы в фунтах", - сказал он. По словам дипломата, производить биологическое оружие можно и на пивоваренном заводе, и на предприятии по выпуску йогурта, так что обнаружить такое производство и установить его истинное предназначение чрезвычайно сложно, а на добровольной основе, как предлагает протокол, вообще невозможно.

Проект протокола предусматривает ежегодное представление национальных деклараций о биологических работах, указанных в перечне. Но ничто не мешает стране-нарушителю Конвенции либо не декларировать такие предприятия и работы вовсе, либо исказить их истинный профиль. Эта возможность сводит на нет предусмотренный протоколом механизм "посещений на случайной основе", поскольку посещениям будут подлежать лишь задекларированные предприятия. То же, по мнению Вашингтона, относится и к механизму расследований, будь то на предприятии или на месте подозрительной вспышки инфекционного заболевания.

"Правительство США неизменно осознает неспособность любого протокола улучшить возможность проверки соблюдения Конвенции о биологическом оружии", - резюмировал Эдвард Лэйси. На самом деле, продолжал он, эффективная проверка возможна лишь тогда, когда имеется детальная информация о задачах биологических программ. Вывод кристально ясен: получить такие сведения возможно лишь национальными средствами разведки, причем от агентурных источников. США, сказал дипломат, "должны всегда исходить из этой фундаментальной реалии".

В тот же день, когда в Женеве выступил со своим заявлением Дональд Мэнли, в Вашингтоне Госдепартамент устроил брифинг своего высокопоставленного сотрудника, попросив не называть его по имени. Сотрудник подробно разъяснил американскую позицию. По его словам, вся беда женевских переговоров в том, что ее участники сами себе установили крайний срок в виде назначенной на ноябрь этого года конференции по обзору выполнения КБО. К этому сроку снять возникшие противоречия не представляется возможным. Дипломат подчеркнул, что у США имеются сотни возражений и поправок к тексту проекта, причем 37 возражений выдвинуты на основе консенсуса всех федеральных ведомств. "Этот протокол ничего не прибавляет к нашим возможностям проверки", - сказал высокопоставленный сотрудник Госдепа.

На вопрос, как получилось, что в проекте не учтены эти сотни американских возражений, оратор ответил, что после пяти с половиной лет работы протокол представлял собой 150-страничный текст, в котором имелось около полутора тысяч фрагментов, заключенных в квадратные скобки - так эксперты отмечают несогласованные места. В конце концов председатель Специальной группы венгерский дипломат Тибор Тот, понимая, что успеть снять все разногласия к ноябрю немыслимо, раскавычил текст по собственному разумению. Плоды его трудов и были представлены в Женеве как окончательный вариант проекта.

Специальная группа, сказал дипломат, сейчас в принципе может вернуться к первоначальному варианту и терпеливо, одно за другим, рассмотреть каждое из полутора тысяч возражений. Но в Вашингтоне полагают, что "интеллектуальный финал" такого способа работы уже достигнут, эту страницу следует перевернуть и обратиться к другим возможностям.

Владимир Абаринов, 27.07.2001