Восставший из ада
Почему и от чего первым признаком отравления является посинение трупа?
А. и Б. Стругацкие. "Понедельник начинается в субботу"
Napster, как, вероятно, уже знает читатель, месяц назад в очередной раз сменил исполнительного директора. Казалось, что Хэнк Бэрри, представитель компании Hummer Winblad Venture Partners, первого инвестора, согласившегося иметь дело с юным Napster, будет вечно нести эти обязанности. Однако случилось иначе. Новым исполнительным директором стал представитель второго инвестора, корпорации Bertelsmann, Конрад Хилберс. Во вторник он впервые выступил в новой роли на конференции руководителей высокотехнологичных компаний. И из его речи стало понятно, что представления руководства Napster и курирующих его сотрудников корпорации Bertelsmann о будущем компании не просто не прояснились - а вернулись во тьму полного отсутствия каких-либо намеков на бизнес-план.
Хилберсу нравится Napster - как идея, воплощенная два с половиной года назад Шоном Фэннингом и Шоном Паркером. Именно в том виде, в котором эта идея была воплощена. Что, надо сказать, характеризует его как вполне вменяемого человека. Он осознает, что использование p2p-сетей в системе распространения цифровой музыкальной продукции способно изменить весь облик этой системы, без особых катаклизмов и метаморфоз просуществовавшей почти восемьдесят лет. В общем было очевидно, что у Bertelsman имеется некое понимание этого обстоятельства, коль скоро Bertelsmann сознательно влез в историю с Napster. Но дальше констатации этого факта корпоративный человек, конечно, пойти не может. Расставание с концепцией копирайта мучительно - и, очевидно, продлится не одно десятилетие.
Кроме того, никто не отменял решение судьи Пэйтел насчет стопроцентного соблюдения сообществом Napster копирайта. Благодаря вмешательству апелляционного суда Napster по этому решению не закрыли (он закрылся добровольно). Но стопроцентное соблюдение копирайта требуется по-прежнему (хотя по-прежнему невозможно). Однако Хилберс пообещал удовлетворить праведный гнев мадам Пэйтел - не вполне очевидным способом.
Есть куча записей, копирайт на которые отсутствует, потому что их авторы до смерти хотят быть услышанными и никогда не связывались со студиями звукозаписи (поскольку официально не записывались). В качестве примера Хилберс привел пение собственных детей на Рождество и любительские записи гаражных рок-групп. Именно этот контингент, по мнению Хилберса, обеспечит сообществу пользователей Napster россыпи файлов для обмена - бесплатного и свободного, как в лучшие времена жизни системы. Записи же остальных, на которые копирайт существует, будут распространяться внутри системы за ежемесячную плату, вносимую пользователями. Сумму оплаты месячной подписки Хилберс пока не называет, хотя в начале августа ходили слухи, что она составит что-то около пяти долларов. По словам Хилберса, Napster вернется к жизни в конце 2001 года.
И все это, конечно, очень оптимистично звучит. Если бы не два "но".
Первое такое: какого черта пользователям Napster может понадобиться пение детей Хилберса? Можно допустить, что в мире существуют латентные педофилы, которых возбуждают подобные звуки, однако вряд ли их количество окупит затраты Napster на разработку новой системы. Второе такое: большинство пользователей Napster (которые, надо заметить, довольно долго ждали его возрождения) обращались к нему для поиска преимущественно известных и вполне профессиональных композиций - а значит, композиций, являющихся объектами копирайта. И как только Napster впал в кому, они ушли искать те же самые композиции в другие p2p-системы. Количество тех, кто вернется из ностальгических соображений, тоже вряд ли способно окупить затраты на создание системы подписки. И уж тем более первая группа вместе со второй вряд ли помогут Napster удержаться на рынке, где новые, наученные чужим опытом игроки появляются с радующей душу регулярностью.
Человек с булавками в черепе, если не ошибаюсь, закончил свое богатое событиями существование словами: "Welcome to the oblivion".