Контрольный рейд
- Извините, вас только что выпустили? - спрашивает правозащитник Андрей Бабушкин. - Скажите пожалуйста, как к вам относились, за что задержали?
- Задержали за распитие, не били, общались со мной вежливо, составили протокол по всем правилам, - отвечает здоровый детина. Потом он отошел в сторону, улыбнулся и тихо добавил: "Да я сотрудник милиции".
Так мы начали проверку линейного отдела внутренних дел на станции "Москва-Белорусская". Мероприятие, организованное движением "Да!", называется рейдом общественного контроля. "По закону, - объясняет Бабушкин, - каждый гражданин имеет право проверить работу милиции".
Впрочем, закон - это всего лишь закон. Несколько активистов и журналистов пытаются проникнуть в дежурную часть, а милиционеры пускать не хотят - большого начальства на месте не оказалось, а самим решение принимать боязно. Вот и все.
В итоге зашел только Бабушкин, однако вернулся он "всего лишь" с рассказом о мелких нарушениях: информационных плакатов нет, еще чего-то... Журналисты уже немного скучают. Но тут-то как раз и подвернулось первое доброе дело.
Родители пытались вернуть несовершеннолетнюю дочь, отправившуюся, по их сведениям, в Белоруссию. Милиция заниматься этим никак не хотела. Однако под нажимом общественности заявление у родителей приняли.
А сама общественность отправилась на Курский вокзал: на Белорусском делать было уже нечего. Милиционеры, видимо, быстро все сообразили и куда-то исчезли. На площади осталось только несколько человек, но и они почему-то никого не задерживали.
По дороге Андрей Бабушкин рассказывает о том, как обычно милиция зарабатывает на вокзалах. Они задерживают опаздывающего на поезд пассажира и вымогают у него деньги - от 500 рублей за право уехать.
На Курском вокзале удивили беспризорники и бездомные, с которыми постоянно здоровался правозащитник Бабушкин. Они говорили в один голос: милиция стала добрее, никаких проблем нет. Энтэвешники, кажется, готовы уже слинять.
Поэтому когда мы увидели в здании вокзала милиционера, проверяющего документы, бросились на него все разом. Бабушкин сделал вид, что просто прогуливается рядом, трое фотографов попытались изобразить случайных туристов, остальные начали заход с тыла. Милиционер пугливо оглянулся, быстро вернул гражданину паспорт и ушел торопливым шагом. "Я никогда еще не видел, чтобы они так стремались!" - сиял "яблочник" Алексей Навальный. Так случилось второе доброе дело.
Навальный настолько вдохновился успехом, что немедленно потерял паспорт и 700 рублей. Пошел подавать заявление - в Московско-Курское линейное управление внутренних дел. По его словам, милиционеры никак не хотели принять заявление, не любят они таких дел. А засуетились только спустя минут десять - тогда, когда к ним в окно вдруг заглянули три фотокамеры и пара корреспондентов, а Бабушкин торжественно вошел в дверь.
...Доброе дело номер три случилось уже совсем в темноте, когда мы покидали Курский вокзал. Два сотрудника милиции проверяли документы у ребят. Мы увидели торчащие из паспортов железнодорожные билеты и вспомнили бабушкинские истории о вымогательстве.
- Извините, - спросила девушка Маша из организации "Да!", - а на каком основании вы проверяете у молодых людей документы?
Милиционеры сначала опешили от наглости, а потом заметили за Машей суровые лица общественности. "Да вас тут целая делегация", - раздосадованно пробурчал один из правоохранителей. И громко заявил, что молодых людей задержали за нахождение в нетрезвом виде.
- Задерживать можно, если они оскорбляют своим видом или поведением, - выскочил из-за спин знаток прав человека Андрей Бабушкин.
Милиция побурчала еще немного. Однако когда выяснилось, что она вообще "ловит" не на своей территории - с позором ретировалась, все вопросы попросив задавать пресс-службе ОВД Центрального округа. Освобожденные пассажиры немного обалдели от неожиданности, а потом предложили общественности угоститься пивом. Общественность отказалась - впереди был еще ОВД "Тверской".
В это заведение мы ввалились всей толпой, без предварительной разведки и уже ближе к полуночи. Усталого вида ответственный от руководства не дал нам посмотреть ни журнал доставленных, ни самих доставленных. Не помогли никакие ссылки на закон. "Я, - говорит, - не пущу, и все. А потом жалуйтесь, куда хотите".
В это время Алексей Навальный завел разговор со знакомым сотрудником. "Яблочники" здесь часто бывают после задержания на очередном митинге. Разговор вышел доброжелательным и закончился крепким рукопожатием.
А подытожил результаты рейда Андрей Бабушкин.
- Конечно, - сказал он журналистам, - сегодня мы не увидели избиений, изнасилований или других зверств. Однако главное в другом. Важно показать гражданам, что это легко - контролировать действия сотрудников милиции.
Выглянувший из двери ОВД сотрудник проводил нас улыбкой.
Статьи по теме
Контрольный рейд
Корреспонденты Граней.Ру приняли участие в рейде общественного контроля за за работой сотрудников милиции, который организовало движение "Да!". Оказалось, это просто – подойти к милиционеру-вымогателю и заставить его отказаться от намерения. Или зайти в дежурную часть – поинтересоваться, кто и за что задержан.