статья Без седла и без ветрил

Наталия Бабасян, 29.08.2001

"Мы так нравились друг другу, так хотели друг друга. Ни ему, ни мне и в голову не приходило спросить - а как у тебя дела со СПИДом? Или достать презерватив". Ночь, проведенную с незнакомцем из гей-бара, Джон вспоминает и сегодня, год спустя после того как, изрядно выпив и почувствовав себя несчастным и одиноким, он, как ему показалось, встретил родственную душу. Утром еще не до конца протрезвевший друг отправился домой, и Джон заплакал, вновь ощутив одиночество. Через несколько месяцев, говоря об утраченном друге, он уже не плакал, а рыдал: диагноз "ВИЧ-инфекция" всегда звучит как приговор. А спустя еще некоторое время он вновь отправился в гей-бар и, найдя нового партнера, занялся с ним анальным сексом. Тоже без презерватива. О том, что это опасно, Джон предпочитает не думать. "Мне не очень-то нравится мысль о том, что я болен и могу кого-то заразить", - говорит он.

Похожие истории Вирджиния Кафаро, специалист по ВИЧ-инфекции из Сан-Франциско слышит в последнее время все чаще и чаще. Их рассказывают мужчины, заразившиеся недавно и ставшие жертвами собственной безответственности в сексе. "Промискуитет 70-х возвращается, секс-клубы процветают, невероятные возможности дает Интернет: люди выходят в on-line, знакомятся и час спустя один стучит в дверь другому", - сетует Вирджиния Кафаро в интервью New York Times.

Но в глубине души Вирджиния подозревает, что Интернет тут ни при чем. Период, когда геи на Западе стали не только первыми жертвами СПИДа и связанной с ним гомофобии, но и главными пропагандистами безопасного секса, прошел. Ныне ситуация резко изменилась. Современные лекарства позволяют ВИЧ-инфицированным жить десятилетия и снижают риск заражения для их партеров. Выросло новое, не видевшее массовых смертей от СПИДа поколение геев. Они воспринимают эту болезнь лишь как еще одну из неприятностей, которые судьба преподносит на каждом шагу, и на упреки в нелюбви к презервативу отвечают вполне в духе воспитавшей их политкорректности: "А почему вы не предъявляете таких претензий к натуралам?"

Еще год назад тенденция была отмечена авторитетным British Medical Journal: результаты трехлетнего исследования сексуальных привычек британских геев показали, что они все чаще выбирают опасный секс. В ходе аналогичного исследования, проведенного одной из британских благотворительных организаций, почти каждый второй из опрошенных геев сообщил, что в течение года хотя бы однажды занимался анальным сексом без презерватива. А французские телевизионщики недавно посвятили этой теме большое расследование: выяснилось, что риск выбирают не только молодые геи, но и те, кто в разгар эпидемии уже терял друзей и партнеров.

Специалисты объясняют, что западные страны, вложив массу денег и усилий в просветительские программы для гей-сообществ, после спада волна ВИЧ-инфекции успокоились и бросили все средства на борьбу со СПИДом в третьем мире. Десятилетие спустя они оказались перед угрозой новой наступления СПИДа у себя дома и необходимостью в срочном порядке пересматривать просветительские программы для внутреннего пользования. Незащищенный анальный секс, получивший название "без седла" (barebacking), становится в современном западном гей-сообществе все более популярным. По данным организации "Проект "Остановить СПИД" (Stop AIDS Project), доля постоянно использующих презервативы при анальном сексе по сравнению с 1994 годом снизилась на 20 процентов (с 69,6 % до 49,7 %). В то же время среди геев доля тех, кто занимался незащищенным сексом с более чем одним партнером, выросла с 23,4 % до 48,8 %. Треть из них не знала, инфицирован партнер ВИЧ или нет, и не очень-то этим вопросом интересовалась. "Мы имеем право на полноценную сексуальную жизнь", - объясняют смельчаки.

До России новый стиль сексуального поведения пока не дошел. "Российское гей-сообщество прекрасно информировано о СПИДе, - говорит руководитель проектов по профилактике ВИЧ общественной организации "Акцент" Мария Шегай. - В гей-клубах имеется все необходимое для предохранения - мирамистин, презервативы. На 100 процентов это не страхует, но тот же презерватив снижает возможность заражения в 500 раз. Кроме того, у большинства гей-клубов есть свои врачи. Куда больше нас волнуют геи-проститутки, толкущиеся на "плешках". Они готовы к любым формам секса, а о своих болезнях партнерам, как правило, не рассказывают. Однако это проблема не только мужской проституции, но и женской".

У российских геев, как утверждают врачи, есть свои мифы - к примеру, о безопасности орального секса. Но большинство "голубых" россиян пока верит в спасительную силу презерватива и отказываться от него в ближайшее время не собирается. Так что единственное, чем пока чревата для России поднимающаяся на Западе "неоседланная" волна ВИЧ-инфекции, - это потеря западных денег на борьбу со СПИДом. Необходимость модифицирования программ для гей-сообщества в США и странах ЕС потребует специального финансирования. Осуществлять его будут скорее всего за счет сокращения помощи странам третьего мира.

Контрацепция (досье Граней.Ру)

Наталия Бабасян, 29.08.2001