Жены арестованных в Нигерии моряков голодают для Путина
В Новороссийске с 1 марта объявили голодовку жены 12 российских моряков греческого танкера African pride, арестованных в Нигерии по обвинению в контрабанде нефти. Женщины добиваются освобождения своих мужей, сообщает Интерфакс.
Жены моряков голодают в конференц-зале морского профсоюза "Юг — мор". Они принесли с собой несколько бутылок с водой, иконы и плакаты: "Россия, защити своих граждан!", "Верните наших отцов и мужей!".
Женщины, по их словам, своей акцией хотят привлечь внимание российских властей к бедственному положению команды танкера, в течение полутора лет удерживающегося в нигерийской тюрьме. По словам женщин, все это время они не могут добиться помощи официальных структур в освобождении своих близких. Жены и матери арестованных намерены голодать до тех пор, пока МИД России не примет действенных мер по освобождению из тюрьмы их близких, сообщает "Коммерсант". По словам одной из участниц голодовки, их последней надеждой является президент Владимир Путин, который должен повлиять на сложившуюся ситуацию.
МИД РФ в ответ на неоднократные обращения женщин заявил, что правительство может вмешаться в дело только после объявления приговора. Такой же ответ дали родственникам моряков и в администрации президента, рассказала ГазетеGZT.Ru мать одного из моряков. "Правительство не желает обращать на нас внимание. В приемной губернатора Ткачева нам сказали, что мы обратились не по адресу", - заявила она.
15 моряков греческого танкера African pride, ходившего под панамским флагом, были арестованы осенью 2003 года пограничной охраной в нигерийском городе Лагос. Их подозревали в контрабанде 11,3 тысячи тонн сырой нефти, якобы украденной местными криминальными группировками из нефтепроводов. Судно было отконвоировано в порт. Экипаж поместили на гауптвахту военно-морской базы Лагос. Моряки пытались доказать, что зафрахтованный греческой компанией корабль управлялся в соответствии с условиями тайм-чартера, и они ничего не знают о происхождении груза. Тем не менее, судья Грейс Океке запретила отпускать моряков под залог.
Спустя восемь месяцев, российским дипломатам удалось договориться с властями Нигерии о переводе моряков на территорию посольства России, однако сделать этого они не успели: в августе 2004 года African pride исчез. По свидетельству очевидцев, поздно ночью танкер "окружили" пять других судов, и под их прикрытием он ушел в нейтральные воды. После этого российских моряков перевели в тюрьму строгого режима Кирий-Кирий в пригороде Лагоса. А к обвинению в контрабанде нефти прибавилось еще и обвинение в угоне судна.
По данным департамента информации и печати МИДа РФ, пропавший танкер был перепродан его владельцем, переименован и в настоящее время продолжает работать под названием "Космос-2". Эта информация доводилась департаментом до сведения нигерийского правительства, но никаких шагов по поиску судна предпринято не было.
Судебное разбирательство по делу экипажа African pride, которое началось в августе 2003 года, затягивается. Один из экспертов в области права Нигерии, профессор университета из Лагоса Бена Нвабуезе дал заключение, что танкер был арестован в нейтральных водах и экипаж не совершал предполагаемого преступления на территории Нигерии. Из этого следует, что содержание под стражей граждан России незаконно, а действия нигерийских властей можно квалифицировать как пиратство. Именно поэтому обвинение требует исключить из дела формулировку "нейтральные воды", в которых был задержан танкер. Если это произойдет, то морякам грозит пожизненное заключение.
Дословно
Ирина Стогниенко
Ни наши, ни их жизни не нужны России, но мы, по крайней мере, будем знать, что боролись до конца. Наша последняя надежда — президент Путин. Он должен нас услышать и как-то повлиять на ситуацию.
"Коммерсант", 02.03.2005
Ирина Стогниенко
Я не знаю, доживут ли они до приговора. У них недавно был российский консул Олег Власов и сообщил нам по телефону, что ребята сидят в камерах без окон, на руках и ногах — цепи. Одежду на них не меняли полтора года. Грязь, жара, насекомые. Кормят и поят один раз в сутки, есть дают один рис. Медикаментов нет вообще, и они по несколько раз переболели малярией.
"Коммерсант", 02.03.2005
Александр Агеев
Я отговаривал их от этой акции, но, к сожалению, другого пути у нас нет — мы испробовали все доступные меры воздействия на нигерийское правительство.
"Коммерсант", 02.03.2005
Людмила Кравцова
Мы требуем участия в процессе российских юристов, которые могли бы добиться хотя бы смягчения условий содержания и перевода экипажа в консульство под подписку о невыезде.
"Коммерсант", 02.03.2005