Юрию Орлову исполняется 80 лет
В пятницу известному правозащитнику, одному из основателей и главе Московской Хельсинкской группы Юрию Орлову исполняется 80 лет. Общественной деятельностью Юрий Орлов занялся в 1973 году под влиянием кампании против Андрея Сахарова. Тогда же он отправил открытое письмо Брежневу, в котором требовал ослабления государственного контроля за экономикой и демократизации советского общества.
В 1977 году Орлов был арестован и приговорен к семи годам лагерей строгого режима и пяти годам ссылки.
В 1986 году в обмен на арестованного в США советского разведчика Орлова выслали в США и лишили советского гражданства. С 1989 года он регулярно приезжает в СССР и Россию.
Известные правозащитники, соратники Орлова поздравляют его с юбилеем. Редакция Граней.Ру присоединяется к поздравлениям.
Справка
Юрий Орлов, биография
Родился 13 августа 1924 года в рабочей семье. Участвовал в Великой Отечественной войне. Закончил физический факультет МГУ, работал в Институте теоретической и экспериментальной физики АН СССР.
В 1956 году на партийном собрании, посвященном обсуждению доклада Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС, выступил с заявлением, в котором назвал Сталина и Берию "убийцами, стоявшими у власти" и выдвинул требование "демократии на основе социализма". Вскоре был уволен с работы и исключен из партии. Директор Физического института АН Армянской ССР Алиханьян принял Орлова на работу, и следующие 16 лет он жил и работал в Ереване. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации и в 1968 году был избран членом-корреспондентом Армянской Академии наук. В 1972 году вернулся в Москву, работал в Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР.
В 1973 году под влиянием кампании против Андрея Сахарова начал заниматься активной общественной деятельностью. Отправил открытое письмо Брежневу, в котором выдвинул предложения по ослаблению государственного контроля за экономикой и требовал демократизации советского общества. Это обращение получило широкое распространение в самиздате. Вскоре Орлов познакомился с известными диссидентами и в октябре 1973 году организовал (вместе с Турчиным и Андреем Твердохлебовым) советскую секцию "Международной амнистии".
В 1974 году провел у себя на квартире семинар для ученых, отстраненных от научной деятельности по политическим мотивам.
В конце 1975 года Юрий Орлов, Натан Щаранский, Андрей Амальрик и Владимир Турчин обсуждали идею создания независимых общественных групп по контролю за выполнением гуманитарных разделов Заключительного акта Хельсинкских соглашений. Орлов убедил известных советских правозащитников войти в состав новой правозащитной ассоциации.
12 мая 1976 года на пресс-конференции в Москве на квартире академика Андрея Сахарова было объявлено о создании МХГ во главе с Орловым.
За восемь месяцев, в течение которых Орлов руководил группой, она выпустила 18 документов. Лично составил документ № 5 "Репрессии против религиозных семей". До своего ареста Орлов участвовал в подготовке и редактировании всех документов группы, и их передаче в московские посольства стран-участниц Хельсинкского соглашения и руководству СССР. Затем, убедившись, что документы не доходят по назначению, Орлов стал передавать документы иностранным журналистам на организованных им пресс-конференциях. Вел прием граждан, обращавшихся в группу в связи с нарушениями прав человека.
Летом 1976 года Орлов совершил поездку на Западную Украину, где встретился с бывшими политзаключенными-диссидентами — будущими членами Украинской хельсинкской группы. При его поддержке были создана также Литовская хельсинкская группа.
Деятельность МХГ встретила резкое противодействие советских властей. Через три дня после основания группы Орлов был вызван в КГБ, где ему зачитали "предупреждение" о возможных последствиях его "противоправной деятельности". Сообщение об этом было немедленно опубликовано в сводках ТАСС для заграницы под характерным заголовком "Предупреждение провокатору".
За Орловым была организована постоянная демонстративная слежка; его постоянно вызывали на допросы, а в январе 1977 года у него был произведен обыск. Тем не менее, Орлов продолжал правозащитную работу, причем не только в рамках МХГ. Он подписывал письма в защиту инакомыслящих, участвовал в собраниях советской секции "Международной амнистии".
9 февраля 1977 года провел пресс-конференцию в Москве на квартире у Людмилы Алексеевой, передал ей свои предложения по руководству группой в случае его ареста. 10 февраля был арестован и помещен в следственный изолятор КГБ (Лефортово). 15–18 мая 1978 года приговорен к семи годам лагерей строгого режима и пяти годам ссылки по ст. 70 УК РСФСР ("антисоветская агитация и пропаганда"). На суде ему инкриминировали 13 документов МХГ, признанных "клеветническими" и "антисоветскими". В последнем слове сказал: "Подобные суды не помогут устранить те беды и недостатки общества, о которых свидетельствуют документы Хельсинкской группы".
В защиту Орлова была организована широкая международная кампания с участием выдающихся ученых и общественных деятелей из США и Западной Европы.
В пермском политическом лагере Орлов продолжал научную работу. В 1979 года Международная лига прав человека наградила Орлова премией. В том же году Академия наук Армянской ССР тайно лишила его звания члена-корреспондента. Ссылку отбывал в Якутской АССР.
Сразу по прибытии в пермский политический лагерь заявил, что остается членом МХГ и рассматривает себя в качестве наблюдателя. Это была не просто декларация: так, документ МХГ № 87 (доклад "О положении заключенных в лагерях СССР") от 25 апреля 1979 года, был составлен на основе текста, написанного по инициативе Орлова и под его руководством политзаключенными разных национальностей.
5 октября 1986 года, накануне встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкьявике, в обмен на арестованного в США советского разведчика был выслан в США и лишен советского гражданства.
За границей активно включился в общественно-политическую деятельность: участвовал в работе совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 1986 и 1988 гг.; Париж, 1989 год, Москва, 1991 год), проводил кампании в защиту советских политзаключенных. В 1986 году Орлов был избран почетным председателем Международной Хельсинкской федерации по правам человека.
Начиная с июня 1989 года регулярно приезжает в СССР и Россию. В 1996 году предложил свое посредничество для урегулирования российско-чеченского конфликта.
В 1991 году издал на английском языке книгу воспоминаний (вышла в России в 1992 году). Общественную деятельность сочетает с научной работой в Корнельском университете (Итака, штат Нью-Йорк).
Дословно
Людмила Алексеева
Для меня 80-летие Юрия Федоровича - собственный праздник. Это юбилей не просто моего коллеги, а почти родственника, ведь у нас есть обще дитя - Московская Хельсинкская группа. Дитя, которое родил один папа, так бывает. Юрий Федорович - стопроцентный родитель. А я - приемная мама, так как МХГ сейчас на моем попечении.
Вот недавно делали на Ren-TV интервью с Юрием Орловым, и меня просили высказаться о нем. Я скажу вам сейчас то же, что сказала и им: "Говорят, что идальных людей не бывает. Но это неправда". У Юрия Федоровича нет недостатков: он умный, бескорыстный, смелый, отзывчивый. Обычно люди без недостатков скучны, но и это не про него: он очень интересный, живой в общении человек. Идеальный, чего еще добавить.
Грани.Ру, 13.08.2004
Елена Боннэр
Хочу передать горячий привет и поздравления Юрию Орлову. Жалею, что мне не достанется шампанского. Юрий хорошо перенес и пережил то, что досталось ему от властей. Им можно только восхищаться. Дай Бог такой силы, терпения и здоровья всем и каждому.
Грани.Ру, 13.08.2004
Александр Подрабинек
"Ну вот, а вы говорите, что в Демократическом движении – одни старики", - сказал кому-то Юрий Федорович Орлов, когда в середине 70-х я начал бывать в его доме.
Его дом был одной из вершин "Беляевского треугольника" - тут же, в Беляево, на юго-западе Москвы, совсем рядом жили Валентин Турчин и Александр Гинзбург. Это всем было удобно, и даже оперативники гебешной "наружки" были довольны таким компактным проживанием диссидентов.
Юрий Орлов стал одним из лидеров Демократического движения и руководителем Хельсинкской группы не только благодаря аналитическому складу ума, умению ясно формулировать проблемы, спокойному нраву и не показной доброжелательности к друзьям. Его отличала тогда от многих диссидентов решимость идти по выбранному пути до конца, невзирая на опасные последствия и отказываясь от благополучной эмиграции.
Его отличал и совсем не академический стиль отношений с КГБ. Утром 5 января 1977 года, после прокатившихся накануне обысков в диссидентской Москве, мы шли группой человек в 10-15 в дом Гинзбурга, где обыск закончился только утром. Но у чекистов были другие планы. В заснеженном дворе нас окружила большая группа оперативников, которые потребовали, чтобы Орлов проехал с ними. Юрий Федорович отказался. Началась потасовка. В конце концов, его, конечно, увели, но он не шел безропотно, подчиняясь их приказам. Когда месяц спустя от капитана КГБ Виктора Орехова, тайно сотрудничавшего с нами, стало известно о дате предполагаемого ареста, Юрий Федорович ночью исчез из своей насквозь прослушиваемой и просматриваемой квартиры таким оригинальным способом, которого КГБ никак не мог ожидать от профессора и члена-корреспондента Академии Наук.
Я рад сегодня поздравить Юрия Федоровича с 80-летием и вспомнить какой добрый пример он дал многим из нас и какой яркий след он оставил в истории Демократического движения в СССР.
Грани.Ру, 13.08.2004
Сергей Ковалев
Юрий Орлов вошел в историю. Предложенная им идея создания Московской Хельсинкской группы отозвалась во всем мире. Это была пиковая идея для той идеологии сопротивления, которая развивалась в Советском Союзе в так называемых диссидентских кругах. Идея нравственной несовместимости с режимом, выраженная в тесном противостоянии с одной стороны, с другой стороны - выраженная подчеркнуто мирным способом действий и готовностью к честному и открытому сотрудничеству. "Вы подписали хельсинкские акты, - говорили властям правозащитники, - так давайте мы поможем вам их исполнять". Эта идея присутствовала практически во всех сколько-нибудь значимых мерах зародившегося тогда стойкого, хотя и малочисленного правозащитного сообщества. Я от всей души поздравляю Юрия Орлова, создателя Московской хельсинкской группы, с юбилеем.
Грани.Ру, 13.08.2004