Также: Общество

статья Конец российского "оффшора" не за горами

Наталия Строилова, 06.03.2001

Закон "О ЗАТО" был принят в 1992 году. По этому закону, налоги, собранные на территории закрытых городов Минатома, оставались в городских бюджетах. При этом сохранялась возможность получать дотации из центра. С годами действие закона распространилось не только на атомную "десятку", но и на другие города. Сегодня в России таких объединений - 41, в них живет около 2 млн человек. Постоянно расширялись и налоговые льготы для предприятий, зарегистрированных в ЗАТО. По данным Министерства финансов, в первом полугодии 1999 года эти льготы составили 16,5 млрд руб., а за 9 месяцев - 36,1 млрд.

Неудивительно, что при действующей системе налогообложения предприниматели начали активно регистрировать свои фирмы именно там. Еще менее удивительно, что это обстоятельство обеспокоило Минфин. В особенности, когда льготами ЗАТО стали пользоваться нефтяные компании. Совместная проверка Минфина, Минтопэнерго и Министерства по налогам и сборам показала, что нефтяники должны платить в виде налогов 45 % от объема выручки, а реально платят 20-25 %.

После чего, собственно, и начались разговоры о необходимости сократить число ЗАТО и урезать их налоговые льготы. В 1999 году появилось первое конкретное предложение: при рассмотрении проекта бюджета на 2000 год Правительство предложило Госдуме отменить льготы ЗАТО. Однако депутаты воспротивились, и отечественные "оффшоры" были сохранены.

Но правительственное наступление продолжается. В октябре нынешнего года замминистра по налогам и сборам Александр Смирнов заявил, что ЗАТО смогут предоставлять льготы только по местным налогам. В то же время на парламентском уровне сопротивление не убавилось. Депутаты по прежнему отстаивают исключительные права закрытых городов, ссылаясь на бедственное положение жителей, накопленный интеллектуальный потенциал, необходимость сохранить ядерный щит. Причем партийная и фракционная принадлежность при лоббировании интересов российских "оффшоров" явно не становится препятствием для использования тезисов времен холодной войны. Так, одним из противников открытия закрытых городов выступил депутат от "Единства", председатель подкомитета по топливным ресурсам комитета Государственной думы по промышленности Валерий Язев. В противном случае, утверждает он, опасные технологические комплексы, расположенные на территории ЗАТО, могут подвергнуться угрозе террористических актов. Кроме того, снятие особого режима предоставит большие возможности для ведения шпионажа со стороны иностранных спецслужб.

Тем не менее, похоже, что в полной мере сохранить особый статус, по-видимому, удастся только двум "атомным" городам - Сарову и Снежинску. И то до поры до времени.

ЗАТО: Умирать - так с музыкой - Vesti.Ru, 26.12.2000

ЗАТО-рай - "Эксперт", # 3, 1999

Чем ЗАТО отличается от оффшора? - "Бюро правовой информации", 20.01.2000

Наталия Строилова, 06.03.2001