Также: Общество | Персоны: Наталия Бабасян

статья Нельзя служить Путину и Децлу

Наталия Бабасян, 21.05.2001
Юные монархисты в день рождения Николая II. Красная площадь, 19 марта. Фото AP

Юные монархисты в день рождения Николая II. Красная площадь, 19 марта. Фото AP

Специально съезд православной молодежи провели сразу вслед за "триумфальным шествием" идущих или так совпало, остается только догадываться. Ясно одно: обществу продемонстрировали, что "хорошая" молодежь у нас имеется, причем не только светская, но и церковная. Главное же - у нее очень много общего.

Прежде всего, она многочисленна. Согласно данным "идущих", их списочный состав колеблется в районе 16 тысяч, а в действе на Васильевском спуске принимало участие 10 тысяч. На съезде православной молодежи было 1,5 тысячи делегатов, каждый из которых по идее представлял некое молодежное объединение минимум из 10 человек. Итого 15 тысяч. Вместе этого чуть-чуть недостает, чтобы перекрыть молодежное достижение коммунистов - в прозюгановском СКМ на сегодня числится 45 тысяч человек. Реального членства никто нигде не проверял, но в глазах Кремля цифра должна выглядеть вполне достойно.

Более того, преданная власти молодежь демонстрирует такие изыски в области идеологии, что ее коммунистическим конкурентам впору собирать чемоданы и готовиться к эмиграции. Любимый лозунг "идущих" - "Америка - параша, победа будет наша", православная молодежь против "пошлости голливудской масс-продукции и всеобщей макдональдизации... лицемерия американской политики двойных стандартов". Короче, "Савраска" с ее крестовым походом против телепузиков отдыхает.

"Идущие" обзывают всех, кто слушает Децла, "дебилами". Православные руководители также видят в современной тинейджеровской эстетике "поток псевдокультуры, захлестнувшей нашу молодежь". Первые грозят противопоставить этому потоку концерты классической и современной - неясно, правда, какой конкретно, - музыки. Вторые в своих предпочтениях более откровенны: здесь ориентир Бичевская и иеромонах Роман. И то и другое вполне вписывается в круг культурных ценностей коммунистов, никогда не жаловавших ни западный, ни отечественный авангард.

"Идущие" объявляют себя "молодежной сборной России с главным тренером Путиным В.В." и как альтернативу пьянству и наркомании предлагают "стать лучше" в халявном бассейне, двух тренажерных залах, кружках шейпинга и туризма. Православные собираются в качестве срочной меры организовывать спортивные секции при приходах и вести "православное воспитание и в... секциях игровых видов спорта, и в клубах борьбы и даже восточных единоборств". Спорт, как известно, дисциплинирует не хуже армии и дает почти полную гарантию свободы мозгов от крамольных мыслей, что было по достоинству оценено воспитателями юношества и в нацистской Германии, и в сталинском СССР. Сегодня ненависть к армии в молодежной среде столь высока, что самое время предложить ей занятия спортом.

В общем, коммунистической молодежи теперь есть что противопоставить. Десять лет поиска "национальной идеи" увенчались оглушительным успехом: она обнаружилась в антизападнических идеях коммунистов, которые политтехнологам надо было просто украсть и приспособить под нужды исполнительной власти. Не забыв, естественно, получить под это средства. Тех, кто будет ее реализовывать, найти оказалось куда проще. За те деньги, что уходят на содержание "идущих" и организацию православных молодежных мероприятий, можно было бы накормить не одну сотню перебивающихся с хлеба на квас старушек. Но о старушках удобнее заботиться в телевизионных выступлениях, дать же пример подрастающему поколению - дело серьезное.

Одна беда: успех организации, создаваемой посредством технологий, масштаб ее действий и производимое впечатление, напрямую зависит от таланта политтехнолога и количества выделенных средств. Православной молодежью ввиду ее малой перспективности администрация президента занималась явно не столь прилежно, как "идущими", - иначе уровень организации съезда был бы совсем иной.

К реальной жизни молодых ни одно из этих политтехнологических явлений не имеет никакого отношения. "Идущие" в своей массе - полные пофигисты, зарабатывающие акциями на пейджеры, пиво и прочие молодежные развлечения: за чуть большие деньги и сотовый телефон они с удовольствием помитингуют за или против любого политика. Так что это вопрос цены. Православная молодежь - одна из самых малочисленных и маргинальных социальных прослоек в стране, где вся церковь при огромной поддержке государства сумела привлечь в ряды верующих 6 % населения. Влияния и авторитета ни у той, ни у другой организации нет. Значимы они только для кремлевской администрации, которой надо отчитываться за проведенную с молодежью работу и потраченные на нее средства, и того десятка-другого организаторов, которые аккумулируют эти средства и другие вытекающие из такого рода деятельности материальные блага.

Тем не менее, настоящие последствия у таких политтихнологических изысков все-таки будут. Выразятся они скорее всего в том, что молодежь, которой любая разновидность комсомола одинаково противна, будет леветь, причем леветь радикально - в сторону "Лимонки" и "Бумбараша". И когда это случится, отдохнут не только коммунисты.

У власти орлиной орлят миллионы - Грани.Ру, 07.05.2001

Наталия Бабасян, 21.05.2001